Аффекта как на одностороннюю механическую зависимость мышления от ч увств.
В дефектологических трудах Выготского, особенно в книге "Диагностика развития
и педологическая клиника трудного детства", опубликованной после его смерти
(1936), давалась исключительная по глубине критика антинаучности современного
Ему состояния педол огии.
На отношении Выготского к современной ему педологии следует остановиться
Особо. В то время в советской психологии детская психология как самостоятельная
Ветвь психологических знаний еще не выделилась, ее основы только закладывались,
В том числе и трудами Выготского. Его работы по детской (возрастной) психологии
Печатались под име нем педологии как Особой науки о ребенке, частью которой
Считалась детская психология. Именно в детской психологии Выготский видел одну
из ветвей педологии, одну из педологических дисциплин (см. "Педология
подростка", т. 4). Его современники, замечате льные советские психологи М. Я.
Басов и П. П. Блонский, держались примерно такой же точки зрения.
Психологические исследования Выготского, касавшиеся ребенка, носили название
Педологических. Сам Выготский писал о необходимости существования особой науки о
Ребенке, которую в Период его научного творчества именовали педологией. Но нужно
Подчеркнуть, что он критически относился к педологическим методам исследования
Массовой школы по негативным признакам, как научно недостоверные. Критикуя
Тестометрические методы, он утверждал, что отбор по отрицательным признакам
Выделяет и объединяет в одну группу таких детей, которые не будут иметь ничего
Общего между собой, е сли их рассматривать с позитивной стороны. Он пишет, что
Традиционные методы исследования основываются на чисто количественной концепции
Развития и негативной характеристике ребенка. Выготский выступает против
Примитивной классификации детей на нормал ьных, социально запущенных и
Дефективных. По словам Выготского, в основе построения этой схемы лежит
Антинаучный, схоластический путь. Его критика метода тестов и концепции двух
Факторов, лежащих в основе педологических исследований, не потеряла своег о
Значения и сегодня.
Установка на поиск положительных возможностей и качественного своеобразия
Развития аномального ребенка является ведущей во всех работах Выготского, и в
Частности в его работах, касающихся диагностики развития.
Таким образом, общепсихологическая идея развития, идея о качественных сдвигах
В процессе развития ребенка и обнаруженные Выготским закономерности развития