Глубокой и беспощадной была критика Выготским пессимистических в своей основе

Педагогических теорий, считающих тренировку (воспитание условных рефлексов)

Генеральным путем обучения и воспитания умственно отсталого ребенка. Этим

Взглядам противопоставл ялась убежденность в том, что при овладении начатками

Мышления в процессе элементарных форм труда аномальный ребенок сможет получить

От воспитания нечто более ценное, чем просто фонд автоматизированных навыков.

Большое значение для формирования психики не только у нормальных, но и у

Аномальных детей Выготский придавал коллективной деятельности, сотрудничеству,

Взаимодействию. Роль коллектива по отношению к аномальному детству раскрывалась

Им в ряде аспектов: в аспекте речевого развития, становления личности ребенка,

развития высших психических функций и т.д. Он писал: "Уметь по-новому ив

Соответствии с истинной природой явлений понять связь между коллективным

Сотрудничеством и развитием высших психических функций, между развитием

Коллектива и личности ненормального ребенка - в этом сейчас заключается главная

и основная точка опоры для всей нашей педагогики ненормального ребенка" (с.

Эти положения, полностью сохранившие значение и в наши дни, были,

Естественно, особенно важными в первые годы Советской власти, когда еще только

Закладывались принципиальные и организационные основы специальной школы.

Именно Выготский разработал основные закономерности формирования личности

Нормального и аномального ребенка, диалектически вскрыл взаимосвязь и

Взаимообусловленность речи и мышления, показал значение этих высших психических

Функций как индивидуальных средств регуляции деятельности, их место и роль в

Становлении самосознания. В процессе развития, показал он, формируются не только

Психические функции, но и сложные взаимосвязи и взаимоотношения между ними, что

Приводит к системному и смысловому разви тию сознания в целом а уровень развития

Сознания определяет дальнейшее развитие каждого психического процесса (в том

Числе и патологического) и различных форм сознательной деятельности. Основные

Психические закономерности, обнаруженные Выготским при а нализе нормального и

Патологического детства, привели его к общей идее развития всей личности

Аномального ребенка.

При анализе различных вариантов дефекта исследователь, обнаружив своеобразное

Отношение интеллекта и аффекта, низших и высших психических функций, выявил

Закономерности возникновения и показал возможность предупреждения вторичных