Базе которых т олько и может ставиться конкретный педологический диагноз. Для
Того чтобы поставить диагноз эпилепсии или шизофрении, нужно иметь самое понятие
Эпилепсии или шизофрении, и величайшей трудностью на пути педологической
Диагностики является отсутствие по добных понятий. В этом и заключается проблема
Крепелина в педологии. Создать клинику детского развития и детской
Трудновоспитуемости значит создать систему понятий, отражающих реальные
Объективные процессы детского развития и образования трудновоспиту емости, на
Основе которых только и возможна научная диагностика развития, ибо своеобразие
Того способа научного мышления и исследования, который мы применяем в
Диагностики, заключается в том, что мы изучаем данное конкретное явление с точки
Зрения опр еделения его принадлежности к той или иной клинической картине
Развития.
Поэтому не всякое исследование можно считать диагностическим. Диагностическое
Исследование предполагает готовую, установленную систему понятий, с помощью
Которой определяется самый диагноз, с помощью которой данное частное явление
Подводится под общее понятие эпилепсии, шизофрении и т.д. Было бы неправильно
Сказать, что современная педология вовсе лишена системы понятий. Скорее эта
Система чрезвычайно мало разработана, и это проистекает из того, что педология
Пренебрегала до последнего времени вопр осами практической диагностики. Поэтому
Между тем, что она знала, и тем, что она умела делать, во всех областях возникал
Огромный разрыв, огромное расхождение. Если бы педология действительно
Мобилизовала все то, что она знает о детском развитии, и пр именила это к
Проблеме практической диагностики, она располагала бы уже сейчас некоторой,
Правда чрезвычайно малоразработанной, системой понятий, которая должна была бы
Лечь в основу научного диагноза. Пусть первые педологические диагнозы будут
Описат ельны, полны еще не установившихся, недостаточно определенных и четких
Положений, пусть они имеют еще колеблющиеся контуры, но пусть вместе с тем они с
Самого начала будут методологически и методически правильно поставлены, т.е.
Будут диагнозами в ист инном смысле слова.
Следующий момент в схеме педологического исследования - вскрытие причин, не
Только определяющих данное явление в конечном счете, но и ближайшим образом
Определяющих его. Мы выше говорили достаточно об ошибках, которые обычно здесь
делаются, и поэтому нет надобности подробно останавливаться на этом пункте;
Достаточно сказать, что вентральная проблема этиологического анализа-вскрытие