Расселение населения. Виды поселений

5.1. Методы исследования расселения и виды поселений

Одним из основных методов исследования сети расселения страны является исследование фиксированного на определенный момент времени распределения населенных пунктов по территории. Населенный пункт (поселение) – это геопространственная целостная и компактная концентрация населения вместе со средствами его жизнедеятельности, местами жительства населения, его работой и отдыхом, воспроизведением общественного проживания и т.п. Все поселения делятся на статические и динамические. Статическими является большинство поселений мира. Они имеют неизменное, стабильное географическое расположение Динамическими есть временные поселения кочующих групп населения, морские платформы, космические станции с экипажем, подводные суда, где люди живут в течение нескольких месяцев. Население размещается очень неравномерно: около 70% всех людей проживает на 7% суши. Практически неосвоенными людьми остаются 15% суши. Конечно, на размещение населения влияют природные условия. Неосвоенные и слабо освоенные регионы – это, прежде всего, территории с экстремальными природными условиями. Однако, в конечном итоге, размещение населения определяется прежде размещением производства.

На протяжении всей истории человеческой цивилизации на расселение людей большое влияние оказывает тяготение к транспортным и торговым путям. Неравномерность размещения населения обусловлена, прежде всего, природными условиями, особенностями демографического развития, историческими особенностями заселения территории и хозяйственной деятельностью.

На размещение населения, а также на его количество и состав сильно влияют миграции. Миграции населения (от лат migratio – переселение) – перемещение людей, связанные, например, со сменой места жительства. Миграции бывают внешние и внутренние Внешние миграции подразделяют на эмиграцию (от лат emigro – выселяться) – выезд граждан из своей страны в другую на по постоянным жительства или на длительный срок – и иммиграции (от лат immigro – вселяться) – въезд в страну граждан другого государства на постоянное или длительное проживание. Определяют сальдо внешних миграций: положительное, когда эмиграция превышает иммиграцию и отрицательное, когда иммиграция больше, чем эмиграция.

Выделяют следующие виды миграции: постоянную (безвозвратную), связанную с переменой места жительства; циклическую и эпизодическую

Циклическая (возвратная) миграция имеет формы: маятниковой или челночной (ежедневное пространственное перемещение людей между населенными пунктами с обязательным возвращением к исходному поселению) и периодического (с недельными, месячными, сезонными, годовыми или даже многолетние циклами) Эпизодическая миграция охватывает одноразовые поездки в другие места (командировки, экспедиции, рекреации и т.д.).

По причинам возникновения выделяют такие миграции: социально-экономические, связанные с поиском работы, попыткой улучшить жилищные условия; политические, обусловленные расовыми, религиозными, этническими проблемами или политическими преследованиями, военные, обусловленные ведением военных действий и попыткой населения избежать опасности; экологические, обусловлены экологическими катастрофами, или изменением природных условий и невозможностью вести привычный образ жизни.

Расселение населения – это результат процессов распределения и перераспределения населения по территории страны в форме сети и системы населенных пунктов. При этом расселение оценивается:

- как элемент интегральной территориальной структуры хозяйства (общества в целом) страны;

- как один из ведущих факторов формирования социально-экономического пространства страны.

Как часть целого, например территориально-хозяйственной структуры страны, развитие расселения подчиняется общесистемным закономерностям.

Рассматривая расселение как фактор формирования социально-экономического пространства страны, необходимо подчеркнуть его относительную автономность, т.е. его особенности, которые сформировались исторически, особенности развития интегральной территориальной структуры хозяйства и общества, а также других составляющих. Расселение трактуют двояко: как процесс и как его состояние в определенный час.

В страноведении сформировались два подхода к исследованию расселения: 1) морфологический 2) функциональный. Согласно этим подходам, утвердились понятия "сеть населенных пунктов" и "системы расселения", качественно характеризующие различные стороны процесса и состояние расселения.

Сеть поселений – совокупность всех населенных пунктов, расположенных на любой территории (в том числе страны), которая характеризуется населением, густотой, взаиморасположением и конфигурацией ареалов.

Система расселения – территориально целостная и функционально взаимосвязанная совокупность поселений – формируется с развитием производства и системы обслуживания в рамках сетей поселений Интенсивность связей является основным критерием определение его границ и развитости.

В ходе исторического развития территориальной организации общества сеть поселений может достичь такого уровня зрелости, при котором в ее пределах образуются устойчивые связи, поселения начинают функционировать и как целое. Это служит предпосылкой перехода от сети к системе расселения, является качественным скачком в территориальной организации общества.

Процесс расселения населения происходит в интенсивных и экстенсивных геопространственных формах. Экстенсивная форма – это освоение людьми незаселенных территорий и развитие в них новой поселенческой сети. Интенсивная форма – это процесс изменения людей и функций в направлении увеличения их функционального усложнения в уже существующей сети поселений

Первичными формами геопространственной организации расселения является поселение. Поселение – это компактная территория, на которой расположена группа зданий с инфраструктурой для обеспечения постоянной жизнедеятельности людей.

Учитывая величину поселений (т.е. население) и их функции, все поселения делятся на две группы: городские и сельские. Городские поселения являются центрами сосредоточения населения, непосредственно не связанного с сельским хозяйством. Это города и поселки городского типа. Города и их системы является наиболее концентрированной формой сосредоточения населения и хозяйства на определенной территории. Примерно 1,5% площади освоенной и заселенной суши занимают урбанизированные ареалы. Но на этом сравнительно ограниченном пространстве сосредоточено более половины человечества и производится четыре пятых товаров и услуг.

Городами называются большие поселения, население которых занято преимущественно не аграрными видами деятельности. Города – главная форма урбанизированного расселения, они являются центрами территориальной структуры расселения. Единого критерия для выделения городского поселения не принято Критерии людей колеблются от нескольких сотен до нескольких десятков тысяч человек. Специалисты ООН предлагают считать городами все поселения мира, население которых превышает 20 тыс. человек.

Города – это наиболее активный элемент расселения. Города на Земле существуют более шести тысяч лет, и в течение всего этого времени происходит изменения: их численность населения и значение растут. Города – это двигатели прогресса, центры разработки и внедрения новых технических средств и технологий, новых идей, информационных потоков и культурного обмена.

В пределах каждой страны города определенным образом скоординированы, каждый город имеет свои функции и зону влияния. К городам высокого уровня иерархии относятся столицы государств, за ними следуют столицы земель, республик, штатов, графств и т.д., далее административные центры областей, краев, провинций; административные центры районов, уездов, волостей. Села также выполняют некоторые административные функции как центры управления прилегающими сельскими территориями.

По экономическими и культурными функциями среди городов выделяют: многофункциональные города, сочетающие политико-административные, культурные и экономические функции (такие города, как правило, являются центрами национальных или региональных систем расселения), промышленные центры; торгово-финансовые (или отрасли сферы услуг), транспортные центры (например, города-порты), научно-образовательные центры; города-курорты или рекреационные центры и т.д. Городских поселений, выполняют какую-то одну экономическую функцию, очень мало, большинство из них выполняют несколько функций одновременно. Причем чем больше численность населения города, тем больше у него экономических и культурных функций.

По величине (населением) выделяют следующие категории городов: города-миллионеры (свыше 1 млн. человек); крупнейшие города (500 тыс. – 1 млн. человек); большие (100 – 500 тыс. человек); средние (50 – 100 тыс. человек) и малые (менее 50 тыс. человек)

В термин "город" в разных странах вкладывается разный смысл. В большинстве государств Северной Европы к городам относят поселения с числом жителей более 200; в Канаде, Австралии – свыше 1 тыс.; в Германии и Франции – более 2 тыс.; в США, Мексике – более 2,5 тыс.; в Австрии, Индии, Ирана – более 5 тыс.; в Швейцарии, Малайзии более 10 тыс.; в Нигерии – более 20 тыс.; в Японии и Корее – более 40 тыс. человек. Население зависит от общей численности населения страны, плотности населения в этом районе, от исторических особенностей развития поселения, от экономических и административных функций, которые оно выполняет. Например, во многих странах некоторые поселения изначально возникали как крепости, порты или торговые центры. Независимо от людей такие поселения почти сразу получали статус города, хотя их последующее развитие иногда было незначительным, население их почти не увеличивалось.

Города – не только "нервные узлы" экономики, но и места совместного проживания различных социальных и этнокультурных групп населения. Города играли и продолжают играть важную роль в формировании наций и в этнокультурном развитии территорий.

Расселение, особенно сельское, очень тесно связано с природными и историческими особенностями территории. Население в сельских поселениях занято преимущественно в сельском хозяйстве. Первые сельские поселения появились после перехода человечества к земледелию, к оседлому образу жизни. В отличие от городов, которые возникают и существуют на перекрестках транспортных путей, сельские поселения возникают и развиваются вблизи ресурсов, как правило, на плодородных землях. Несмотря на непрерывное снижение доли сельского населения, около половины населения мира все же проживает в сельской местности. В мире существует около 20 млн. сельских поселений. В развитых странах сельские жители составляют 10-20% населения. Многие развивающиеся страны, до сих пор остающиеся слабо урбанизированными, преимущественно сельские. Но и в индустриальных, и в развивающихся странах, сельское расселение как органическая составляющая всего расселения сохраняет свое значение.

Существуют две главные формы сельского расселения: групповая и рассеянная (дисперсная). Практически в каждой стране встречаются обе формы. Конкретные районы их распространения зависят от особенностей природы, исторического и экономического развития страны. Села преимущественно расположены в долинах рек, вблизи прудов, то есть источников водоснабжения, реки используют как транспортные пути в заболоченной местности. В горных районах села расположены в долинах вдоль рек и транспортных путей. Высоко в горах преобладает дисперсное расселение. Групповая форма расселения преобладает в России, Западной Европе, Китае, Японии и большинстве развивающихся стран.

Для сельской местности характерна преимущественно малоэтажная застройка. Но одноэтажные дома типичны в основном для южных районов с умеренно влажным климатом. В горных районах, например на Северном Кавказе, достаточно типичны двух-, трехэтажные дома. При этом нижний этаж часто построен из камня, а верхний – из дерева (например, в предгорных и горных местностях Австрии, в Португалии) Иногда дома сооружаются на сваях, например, в Индонезии, Якутии, на севере европейской части России В отделке зданий часто используются народные мотивы, в частности в оформление окон, крыши.

Для рассеянной формы сельского расселения характерны хутора или фермы. Хутора встречаются преимущественно в Европе и частично в Азии. В Северной и Латинской Америке, в Австралии более распространены фермы Например, современные австралийские фермеры живут очень уединенно, связь с соседями и внешним миром поддерживают в основном по телефону и Интернету.

 

5.2. Опорный каркас расселения страны

Совокупность городских поселений страны (региона), особенно крупных и средних, вместе с линиями коммуникаций между ними образует опорный каркас городского расселения. Идею опорного каркаса территории выразил М. Баранский. По его мнению, в экономической географии основной рисунок страны или района образуют дороги и города. С экономико-географической точки зрения, города плюс дорожная сеть – это каркас, на котором держится все остальное, он формирует территорию, придает ей определенную конфигурацию. Идею, понятия и концепции опорного каркаса развил российский ученый Г.Лаппо. Узлы и линии опорного каркаса создают вершины и хребты экономического рельефа территории.
М. Баранский синтезировал территориальные признаки страны или района, создав образ, который предшествовал таким фундаментальным понятием, как "территориальная структура", "территориальная организация".
В своей монографии П.Полян доказал, что опорный каркас расселения отражает важнейшие (не второстепенные) географические особенности страны, причем особенности не только размещение производительных сил, но и физико-географических условий, в частности орографии, гидрографической сети, конфигурации территории и т.д.
Наиболее распространенными являются следующие опорные каркасы расселения:
- Центровой, зачастую с радиально-кольцевой структурой (каркасы Франции, Венгрии);
- Агломерационный решетчатый с многочисленными центрами различной величины в местах пересечения линий (транспортных коммуникаций) "решетки" (каркасы Южной Германии);

– Линейный в виде морского фасада страны или района (ярко выражены такие каркасы в Бразилии, ЮАР, на Калифорнийском побережье США)
- Линейный континентальный (каркасы Канады);- Бассейновый тип каркаса (характерный для угольно-металлургических районов Рур, Верхняя Силезия, Донбасс).
Г.Лаппо выделяет следующие пространственные формы региональных опорных каркасов городского расселения:

- Радиально-кольцевая – в ней существует одно большое главное ядро, а остальные ядра расположены на радиальных линиях, идущих от головного, и часто соединены кольцами (их частями, хордами)

- Прямоугольно-регулярная, решетчатая в ней городские поселения и линии, которые соединяют, визуально образуют совокупность прямоугольников. В углах этих фигур расположены значительные по населением городские поселения;
- Линейно-узловая – большинство крупных поселений этого каркаса размещены на одной линии вдоль мощной железнодорожной или речной магистрали;
- Приморская – ядра сосредоточены вдоль морского побережья;
- Нерегулярная (многоядерная) – эта форма характерна для горнодобывающих регионов, в которых трудно выявить некую закономерность в размещении сколько-нибудь значительных за населением городских поселений.

Звена каркаса концентрируют в себе передовые элементы производительных сил, на них, как правило, приходится большая часть промышленного производства, транспортных потоков и сферы услуг.
Опорный каркас расселения выполняет функцию объединения всех составных частей страны, т.е. функцию интеграции страны в целостную систему.
Экономическое сближение разных частей страны происходит благодаря узловой (в городах) и линейной (на магистралях) концентрации хозяйственных функций и связей.

Функционирование опорного каркаса расселения страны позволяет получить дополнительный экономический, социальный и экологический эффект. Г.Лаппо выделяет три основные составляющие каркасные эффекты: 1) эффект агломерации, 2) эффект магистрализации, 3) композиционный эффект.
Эффект агломерации позволяет использовать потенциал крупного города. Агломерация, как правило, формирует локальные производственно-территориальные системы с высокой долей экономических ближних связей.
Эффект магистрализации, с одной стороны, снижает затраты и сокращает время на перевозку, а с другой – повышает эффективность работы транспорта.
Композиционный эффект возникает как следствие постепенного пространственного сближения узлов, благодаря чему значительно сокращаются объемы транспортных перевозок между крупными городами. Сближение ведущих центров, а в результате – экономия расстояний при построении каркаса дают основания утверждать о действии закона экономии расстояний.

Например, Зарубежная Европа отличается высокой средней плотностью населения и более равномерным его размещением по сравнению с другими крупными регионами. Здесь нет обширных слабозаселенных и совсем незаселенных областей, но нет и больших территорий с очень густым с/х населением. Однако это не означает, что в Зарубежной Европе нет значительных колебаний плотности населения.

Слабо заселены центральные и северные районы Швеции, Норвегии и Финляндии. Наименьшую среднюю плотность населения имеют Исландия (2 чел./км кв.) и Норвегия (12 чел./км кв.).

И наоборот, очень плотно заселена полоса, тянущаяся от юго-восточной Англии через Бельгию и Нидерланды на юг по долине Рейна и далее, прерываясь Альпами, по всей долине реки По в Италии. Особенно большой плотностью населения отличается Мальта (1 тыс. чел./кв.км), а также Нидерланды и Бельгия (более 320 чел./кв. км). Сравнительно плотно заселены долины рек Эльба, Дунай, Сена, побережья Бретани и Нормандии, многие прибрежные районы Средиземноморья.

Высокая плотность населения в Зарубежной Европе создается в основном за счет горожан, доля которых постоянно возрастает и в целом превышает 70% численности жителей региона. В Бельгии, Швеции и Германии городское население превышает 80%. В странах Южной Европы слабее развитых в промышленном отношении, доля городского населения значительно меньше (в Португалии и Греции около 40%). Правда следует учитывать, что не все эти цифры сопоставимы, так как к городским поселениям в одних странах (Нидерланды, Бельгия, Австрия) относят населенные пункты с 5 тысячами жителей и более, в других (Германия, Франция, Норвегия) – от 2 тысяч жителей, а в третьих (Дания, Швеция, Финляндия) – в 200 и более жителей.

В настоящее время Зарубежная Европа – наиболее урбанизированный регион мира. Средний уровень насыщенности городами здесь выше, чем в США или Японии, где существуют более резкие различия в урбанизированности приморских и внутренних районов. Городская сеть в Европе сформировалась раньше, она более равномерна и повсеместна.

Одна из характерных черт европейской урбанизации – большая концентрация населения в наиболее крупных городах. Свыше половины городского населения Зарубежной Европы сосредоточенно в городах не менее 100 тыс. жителей.

В Западной Европе самые большие мегалополисы – Английский, включающий агломерации Лондона, Бирмингема, Манчестера, Ливерпуля и других городов, и Рейнский охватывающий агломерации Рандстад в Нидерландах, Рейн-Рур-Рейн-Майн в ФРГ. При сравнительно небольших размерах европейских государств начинается формирование огромных межгосударственных мегалополисов. Так уже практически возник мегалополис (Дельтаполис) охватывающий соседние урбанизированные районы Великобритании, Франции, Бельгии, Нидерландов и Люксембурга общей площадью 230 тыс. км/кв с населением свыше 80 млн. человек.