Заключении,-нельзя более кстати закончить эту книгу, как рассказать то, что
произошло в тот день, когда я ее заканчивал" (1925, с. 317). В этом заключении
Он рассказывает о том, как в начальной группе первой сту пени учительница
выделила для педологического исследования трех наиболее трудных детей. "Мы взяли
Этих детей на педологическое обследование, и вот сегодня мы получили первые
Данные,-рассказывает Блонский.- Тестирование Володи дало умственный возраст 5,2.
Значит, неудивительно, что наш пятилетка не может усвоить грамоту и школьные
Порядки. Митя имеет мать-эпилептичку и сам страдает припадками. Естественно
Предполагать, что его зеркальное письмо имеет источником кортикальные дефекты в
Области соответствующих центров или проводящих путей на почве эпилепсии...
Шура-отец з апойный алкоголик, т. е. циклотимик... у ребенка обильная течь из
Уха, и он почти оглох... Так даже самое поверхностное обследование сразу нам
Дало понимание детей, а, значит, и знание воспитания их. Педагогические
Назначения: для Володи - интеллектуа льное воспитание по дошкольному методу
Монтессори и хлопоты о переводе его в учреждение с дошкольным режимом; для
Мити-укрепление физического здоровья, избегание всякого нервирования и поощрение
Удач в прямом письме без тормошения его за зеркальное пи сьмо; для Шуры- лечение
Уха, надежда, что схизоидный возраст смягчит циклоидность, ровное обращение и в
Случае сильного возбуждения успокаивающие лекарства (там же, с. 317-318).
Правда, сам Блонский оговаривается, что пока это самые общие педагогические
Назначения, подробный педологический анализ даст более детальные педагогические
Назначения. Но нас интересует не степень детализации, а само направление, в
Котором идет педоло гический анализ. Из чего он складывается в данном случае? Из
Того, что арифметически, суммарно выводится умственный возраст с помощью тестов,
Из того, что выяснено, что у Шуры отец-запойный алкоголик и циклотимик, мать-
Невероятно болтливая, подвижная и бестолковая женщина, т. е. гипоманиакальный
Циклоид; у ребенка обильная течь из уха, и он почти оглох; иными словами, перед
Нами полуглухой гипоманиакальный циклоид. Нам думается, что достаточно трех
Данных диагнозов и тех педагогических назначений, которые основаны на них, для
Того, чтобы увидеть: по существу мы здесь имеем то же самое, что в приведенном
Выше диагнозе опытного психиатра.
Итак, первая трудность, определяющая кризис, переживаемый методикой