Заключении,-нельзя более кстати закончить эту книгу, как рассказать то, что

произошло в тот день, когда я ее заканчивал" (1925, с. 317). В этом заключении

Он рассказывает о том, как в начальной группе первой сту пени учительница

выделила для педологического исследования трех наиболее трудных детей. "Мы взяли

Этих детей на педологическое обследование, и вот сегодня мы получили первые

Данные,-рассказывает Блонский.- Тестирование Володи дало умственный возраст 5,2.

Значит, неудивительно, что наш пятилетка не может усвоить грамоту и школьные

Порядки. Митя имеет мать-эпилептичку и сам страдает припадками. Естественно

Предполагать, что его зеркальное письмо имеет источником кортикальные дефекты в

Области соответствующих центров или проводящих путей на почве эпилепсии...

Шура-отец з апойный алкоголик, т. е. циклотимик... у ребенка обильная течь из

Уха, и он почти оглох... Так даже самое поверхностное обследование сразу нам

Дало понимание детей, а, значит, и знание воспитания их. Педагогические

Назначения: для Володи - интеллектуа льное воспитание по дошкольному методу

Монтессори и хлопоты о переводе его в учреждение с дошкольным режимом; для

Мити-укрепление физического здоровья, избегание всякого нервирования и поощрение

Удач в прямом письме без тормошения его за зеркальное пи сьмо; для Шуры- лечение

Уха, надежда, что схизоидный возраст смягчит циклоидность, ровное обращение и в

Случае сильного возбуждения успокаивающие лекарства (там же, с. 317-318).

Правда, сам Блонский оговаривается, что пока это самые общие педагогические

Назначения, подробный педологический анализ даст более детальные педагогические

Назначения. Но нас интересует не степень детализации, а само направление, в

Котором идет педоло гический анализ. Из чего он складывается в данном случае? Из

Того, что арифметически, суммарно выводится умственный возраст с помощью тестов,

Из того, что выяснено, что у Шуры отец-запойный алкоголик и циклотимик, мать-

Невероятно болтливая, подвижная и бестолковая женщина, т. е. гипоманиакальный

Циклоид; у ребенка обильная течь из уха, и он почти оглох; иными словами, перед

Нами полуглухой гипоманиакальный циклоид. Нам думается, что достаточно трех

Данных диагнозов и тех педагогических назначений, которые основаны на них, для

Того, чтобы увидеть: по существу мы здесь имеем то же самое, что в приведенном

Выше диагнозе опытного психиатра.

Итак, первая трудность, определяющая кризис, переживаемый методикой