Понимали детскую тру дность только как систему недостатков, то современная

Психология пытается указать то, что скрывается за этими минусами, и если старое

Воспитание склонялось к тому, чтобы уступать недостатку, следовать за ним, то

Теперешнее учитывает недостаток, уступа ет для того, чтобы взять верх над ним и

Преодолеть дефект, который сделал ребенка трудновоспитуемым или труднообучаемым.

Moral insanity*

* (В группу беспризорных включаются различные типы детей -правонарушители,

Трудновоспитуемые, беспризорные. В общем, состав этой группы довольно полно

Охватывает категорию так называемых морально дефективных).

Педагогическая реформа, назревающая в большинстве стран Европы и Америки,

Питается в значительной мере психологическими концепциями и теориями. На сходной

Психологической основе начинает вызревать в Западной Европе и в Америке

Теоретический и практиче ский пересмотр еще одной актуальной для нашей

Педагогики проблемы, именно проблемы moral insanity. Это английское название

Моральной дефективности выражает в самой крайней форме взгляд на данное

Состояние как на органическое заболевание (буквально: мо ральное безумие, или

Помешательство). Под понятие moral insanity подводились все дети, которые в

Поведении проявляли аморальность, нарушали моральные общепринятые нормы; сюда

Социологической, психологической, психопатологической, педагогической.

В работах П. П. Блонского, А. Б. Залкинда и других было показано, что

Морально дефективный ребенок-ребенок не с врожденным органическим недостатком,

Но выбитый из социальной колеи; причины моральной дефективности следует искать

Не в ребенке, а вне его - в социально-экономических и культурно-педагогических

Условиях, в которых рос и развивался ребенок. В других условиях, благоприятных

Для детского развития, в другой среде трудный ребенок очень быстро утрачивает

Черты моральной дефективности я станови тся на новый путь. Проблема moral

Insanity поставлена и решена у нас как проблема среды; оздоровление среды

Сделалось основой воспитательной практики в этой области. В последние годы

Европейская научная и педагогическая мысль подходит к та кому же пониманию этой

Проблемы. На первом немецком конгрессе по лечебной педагогике (1922) в докладе

"Психопатия и беспризорность" на основании исследования значительного детского

Материала сделан вывод, что психопатичность играет незначительную роль среди

Факторов и причин детской беспризорности, правонарушений и пр. Среди