Понимали детскую тру дность только как систему недостатков, то современная
Психология пытается указать то, что скрывается за этими минусами, и если старое
Воспитание склонялось к тому, чтобы уступать недостатку, следовать за ним, то
Теперешнее учитывает недостаток, уступа ет для того, чтобы взять верх над ним и
Преодолеть дефект, который сделал ребенка трудновоспитуемым или труднообучаемым.
Moral insanity*
* (В группу беспризорных включаются различные типы детей -правонарушители,
Трудновоспитуемые, беспризорные. В общем, состав этой группы довольно полно
Охватывает категорию так называемых морально дефективных).
Педагогическая реформа, назревающая в большинстве стран Европы и Америки,
Питается в значительной мере психологическими концепциями и теориями. На сходной
Психологической основе начинает вызревать в Западной Европе и в Америке
Теоретический и практиче ский пересмотр еще одной актуальной для нашей
Педагогики проблемы, именно проблемы moral insanity. Это английское название
Моральной дефективности выражает в самой крайней форме взгляд на данное
Состояние как на органическое заболевание (буквально: мо ральное безумие, или
Помешательство). Под понятие moral insanity подводились все дети, которые в
Поведении проявляли аморальность, нарушали моральные общепринятые нормы; сюда
Социологической, психологической, психопатологической, педагогической.
В работах П. П. Блонского, А. Б. Залкинда и других было показано, что
Морально дефективный ребенок-ребенок не с врожденным органическим недостатком,
Но выбитый из социальной колеи; причины моральной дефективности следует искать
Не в ребенке, а вне его - в социально-экономических и культурно-педагогических
Условиях, в которых рос и развивался ребенок. В других условиях, благоприятных
Для детского развития, в другой среде трудный ребенок очень быстро утрачивает
Черты моральной дефективности я станови тся на новый путь. Проблема moral
Insanity поставлена и решена у нас как проблема среды; оздоровление среды
Сделалось основой воспитательной практики в этой области. В последние годы
Европейская научная и педагогическая мысль подходит к та кому же пониманию этой
Проблемы. На первом немецком конгрессе по лечебной педагогике (1922) в докладе
"Психопатия и беспризорность" на основании исследования значительного детского
Материала сделан вывод, что психопатичность играет незначительную роль среди
Факторов и причин детской беспризорности, правонарушений и пр. Среди