Здоровью, но нельзя назвать и здоровым, потому что он совершается болезненно.

Когда ребенок встречается с трудностями, заложенными в самой среде, он

Наталкивается на явления неподдающиеся, которые влияют на образование его

Характера. Тогда формируется ребенок с противоречивым характером, у которого

Душевные качества смешиваются, и вы никогда не можете уверенно сказать, что с

ним происходит, а говорите: "Не знаю, что и сказать, был отъявленный, сладу с

ним не было, а теперь не нахвалишься" или наоборот: "Был хорош, а теперь сладу с

ним нет".

Если вы возьмете другие случаи компенсации, то будете иметь перед собой

Трудного ребенка в полном смысле слова, т. е. будете иметь перед собой такие

Черты характера, с которыми педагогам приходится вести длительную борьбу,

Которые мешают нормальной вы работке нужных нам специальных установок.

2.

Позволю себе в двух словах остановиться на том, какие способы воздействия

Рекомендует такое психологическое понимание трудностей детского характера. Эта

Новая система воспитания трудного ребенка нигде не оформилась, не сказала своего

Последнего слова, нигде не превратилась в разработанную систему, а попытки

Делаются в разных странах, в том числе и у нас. Мне бы хотелось только

Проиллюстрировать перед вами психологический принцип, который следует положить в

Основу воспитания такого ребенка. Венский педагог А. Фридман называет этот

принцип "методической диалектикой", т. е. подходом, при котором приходится

Делать нечто обратное прямой цели, для того чтобы добиться нужного результата.

Фридман рассказывает о нервно возбудимом ребенке, который своими нервными

Припадками мог держать всех окружающих в страхе и подчинении. Во время занятий

он подбегает к окну с ранцем и кричит: "Я его выброшу в окно". Учительница

говорит: "Как хочешь", - и ребенок останавливается в недоумении, потому что, как

Объясня ет эта учительница, она внешне уступает ребенку, для того чтобы взять

Над ним верх, для того чтобы наступать. Учительница понимает, что малыш хочет

Вышвырнуть ранец за окно вовсе не потому, что ему так надоели занятия, а потому,

Что он хочет ее испуга ть. Своим ответом, как бы уступая ребенку, учительница

Сразу в корне подрезает эту реакцию и тем самым ставит его в затруднительное

Положение. И всякий такой пример воспитания, всякий такой ход рассчитан на то,

Чтобы, понимая психологические корни той или иной реакции или установки ребенка,

Внешне приспособиться к его недостатку, а потом взять над ним верх, т. е.