Альным развитием этих чувств.
"Во всех тех случаях, - говорит по этому поводу А. В. Бирилев (3), - где
Осязание слепых испытывается на элементарно простых осязательных ощущениях, оно
не обнаруживает значительного отличия от чувства нормальных людей" (1901, с. 5).
Различие в тонкос ти осязательных ощущений у зрячих и слепых не устанавливается
Точным исследованием. Если оно в отдельных случаях и может быть констатировано,
То в таком незначительном размере, что никак не может объяснить нам всей той
Огромной разницы между осязанием слепого и зрячего, которую легко может
Наблюдать каждый.
Равным образом и зрение у глухонемого позволяет ему видеть многое такое, чего
Мы не замечаем, но зрительные восприятия скорее у него ниже, чем у нормальных
Людей, или во всяком случае не выше. У глухонемых, говорит Н. М. Лаговский (4),
"в редких случа ях он (глаз. - Л. В.) может быть доведен до такой степени
развития, которая превосходила бы обыкновенное зрение".
Исключительное осязание у слепых и зрение у глухих вполне объясняются особыми
Условиями, в которые бывают поставлены эти органы. Иными словами, причины этому
Не конституциональные и органические, заключающиеся в особенности строения
Органа или его нер вных путей, а функциональные, появляющиеся в результате
Длительного использования данного органа в иных целях, чем это бывает у
Нормальных людей.
Если слепой умеет читать рукой и прекрасно разбирается в том хаосе выпуклых
Точек, которым непременно представится всякому зрячему страница, напечатанная
Шрифтом Брайля, то это происходит только потому, что у слепого каждая комбинация
Точек, составляю щая отдельную букву, многократно сопровождалась соответствующим
Звуком, обозначаемым этой буквой, и ассоциировалась с ним так же тесно, как у
Нас зрительное начертание буквы - со звуком. Следовательно, прежний опыт слепого
(иной, чем у зрячего, в отно шении осязании) определяет то, что при ощупывании
Брайлевских точек каждая их комбинация вызывает у слепого в качестве реакции
Соответствующий звук; звуки слагаются в слова, и точечный хаос организуется в
Осмысленное чтение. Этот процесс совершенно ан алогичен зрительному чтению
Нормальных людей, и с психологической стороны здесь нет никакого принципиального
Различия.
Неграмотному человеку обыкновенная страница нашей книги покажется таким же
Беспорядочным нагромождением непонятных значков, как наше му пальцу брайлевская.
Дело здесь не в лучшем и худшем осязании, а в грамотности, т. е. в прежнем