Всей их свежести остаются на полпути. На этих примерах вы ясно видите, что такие
Специальные вопросы, как обучение глухонемых устной речи, трудовое воспитание
Слепых, сенсомоторное воспитание умственно отсталых, да и решительно все
Остальные вопро сы специальной педагогики получают правильное решение только на
Почве социального воспитания в целом. Нельзя решать их в одиночку.
4.
Мне думается, что развитие нашей школы представляет собой чрезвычайно
Отсталую форму по сравнению с западноевропейской и американской практикой. Мы
Отстали на добрый десяток-другой лет по сравнению с техникой и приемами
Западноевропейской школы, и нам, казалось бы, нужно сравняться с ними. Но, если
Спросить, в чем успехи Европы и Америки, вы узнаете, что они чрезвычайно
Двойственны. С одной стороны, эти успехи заключают такие моменты, которые
Необходимо привить нашей школе, с другой - они сделаны в таком направлении, от
Которого нам нужно самым категорическим образом отказаться. Например, достижения
В работе со слепыми в Германии (я остановлюсь на этом факте, потому что он
Освещен в вышедшей книге С. С. Головина) нашумели на весь мир. Работа связана с
Именем инженера П. Перльса, и результаты ее могут быть сформулированы в одной
Фразе: введение слепых в виде опыта, и очень успешного, в крупную индустрию.
Слепые первый раз в истории человечества приступили к работе на сложных
Машинах, и этот опыт оказался чрезвычайно плодотворным. Вместо того узкого круга
Профессий для слепых, который только и знали, когда готовили слепых музыкантов,
Певчих, ремесленни ков, часто беспомощных. Берлинская комиссия по исследованию
Профессий, годных для слепых, установила 122 профессии, большей частью связанных
С работами в крупной индустрии. Иначе говоря, высшая форма труда
(политехнические знания и социально-организац ионный опыт) оказывается для
Слепых совершенно доступной. Нечего говорить о колоссальной ценности для
Педагогики такого утверждения. Оно равносильно той мысли, что возможно
Преодоление дефекта полным вхождением слепых в трудовую жизнь.
Надо учесть, что указанный опыт был поставлен в Германии над ослепшими во
Время войны и при переходе к слепорожденным мы, конечно, будем испытывать
Некоторые новые затруднения в этом деле, но нет сомнения в том, что теоретически
И практически этот опы т в основе приложим и к слепорожденным. Отметим два
Важнейших принципа, на которых эта работа строилась. Первый: слепые работают
Вперемежку со зрячими. Ни в одном предприятии слепые не работают изолированно,