Вызываемая этим дефектом немота, отсутствие человеческой речи, невозможность

Овладения языком создают одно из самых тяже лых осложнений всего культурного

Развития. Все культурное развитие глухого ребенка будет протекать по иному

Руслу, чем нормального; не только количественная значимость дефекта различна для

обоих планов развития, но, что самое главное, качественный хар актер развития в

обоих планах будет существенно различным. Дефект создает одни затруднения для

органического развития и совершенно другие - для культурного; поэтому оба плана

Развития будут существенно расходиться Друг с другом; степень и характер рас

Хождения будут определяться и измеряться всякий раз различным качественным и

количественным значением дефекта для каждого из. этих двух планов.

Часто бывают нужны особые, специально созданные культурные формы для того,

Чтобы осуществить культурное развитие дефективного ребенка. Наука знает

Множество искусственных культурных систем, представляющих теоретический интерес.

Наряду со зрительным ал фавитом, которым пользуется все человечество, для слепых

Создан особый осязательный алфавит, точечный шрифт. Наряду со звуковым языком

Всего человечества создана дактилология, т. е. пальцевая азбука и

Жестикулярно-мимическая речь глухонемых. Процессы овладения и пользования этими

Культурными вспомогательными системами отличаются глубоким своеобразием по

Сравнению с пользованием обычными средствами культуры. Читать рукой, как делает

Слепой ребенок, и читать глазом - различные психологические процессы, несмотря

На то, что они выполняют одну и ту же культурную функцию в поведени и ребенка и

Имеют в основе сходный физиологический механизм.

Постановка проблемы культурного развития дефективного ребенка как особого

плана развития, подчиненного особым законам, обладающего особыми трудностями и

Особыми средствами их преодоления, составляет серьезное завоевание современной

Дефектологии. Основ ным здесь является понятие примитивности детской психики.

Выделение особого типа детского психологического развития, именно

Ребенка-примитива, не встречает, кажется, сейчас возражения ни с чьей стороны,

Хотя в содержании этого понятия есть еще кое-что спорное. Смысл понятия

Заключается в противоположении примитивности - культурности. Как дефективность -

Есть отрицательный полюс одаренности, так примитивность - есть отрицательный

Полюс культурности.

Ребенок-примитив - это ребенок, не проделавший культурного развития, или,