Без учета этого фактора вся картина развития, диагноз и прогноз будут наверняка
Неполны. Оставим сейчас вопрос о т ом, сколько главнейших типов интеллектуальной
Деятельности мы должны различить - два, три или больше, каковы качественные
Особенности каждого типа, каковы критерии, позволяющие отграничить один тип от
Другого. Ограничимся указанием на глубокое качеств енное различие практического
И теоретического (гностического) интеллекта, установленное рядом
Экспериментальных исследований. В частности, блестящие опыты Богена над
Нормальными и слабоумными детьми с несомненностью вскрыли, что способность к
Разумном у практическому действованию представляет особый и независимый тип
Интеллекта; очень -интересны устанавливаемые автором различия в этой области
Нормальных и дебильных детей (О. Lipmann, Н. Bogen, 1923).
Учение о практическом интеллекте сыграло и еще долго будет играть
Революционизирующую роль в теории и практике дефектологии.
Оно ставит проблему качественного изучения слабоумия и его компенсации,
Качественного определения общего интеллектуального раз вития. У глухонемого
Ребенка, например, в сравнении со слепым, умственно отсталым или нормальным
Оказывается различие не в степени, но в типе интеллекта. О существенной разнице
В роде и типе интеллекта, когда у одного индивида превалирует один, у друг ого -
Другой тип, говорит Липманн (О. Lipmann, 1924). Наконец, и представление об
Интеллектуальном развитии изменяется: последнее теряет характер только
Количественного нарастания, постепенного усиления и повышения умственной
Деятельности, но сводится к идее перехода от одного качественного типа к
Другому, к цепи метаморфоз. В этом смысле Липманн выдвигает глубоко важную
Проблему качественной характеристики' интеллектуального возраста по аналогии с
Фазами речевого развития, установленными Штерном ( 1922): стадия субстанции,
Действия, отношений и т. д. Проблема сложности и неоднородности интеллекта
Показывает и новые возможности компенсации внутри самого интеллекта, а наличие
Способности к разумному действию у глубоко отсталых детей открывает огр омные и
Совершенно новые перспективы перед воспитанием такого ребенка.
6.
Самую глубокую и острую проблему современной дефектологии составляет история
Культурного развития дефективного ребенка. Она открывает для научного
исследования совершенно новый план развития.
Врастание нормального ребенка в цивилизацию представляет обычно единый сплав
с процессами его органического созревания. Оба плана развития - естественный и