Школа для глухих и сурдопедагогика в годы Великой Отечественной войны (1941—1945)
Школы для глухих детей и содержание их работы. 22 июня 1941 года фашистская Германия вероломно напала на нашу Советскую Родину. Советский народ, сплоченный вокруг Коммунистической партии, поднялся на защиту своей Родины. Многие тысячи и тысячи учителей, студентов и преподавателей педагогических учебных заведений и учащихся старших классов средней школы вступили в ряды Красной Армии, стали бойцами партизанских отрядов, бойцами народного ополчения. Оставшиеся в школе учителя, главным образом женщины, прилагали все силы к тому, чтобы в тяжелых условиях военных лет не прекращалась деятельность школы. Учителя вместе с учащимися помогали фронту — шефствовали над семьями бойцов Красной Армии, собирали металлолом, лекарственные растения, помогали выращивать и собирать урожай в колхозах и совхозах, принимали участие в общественно полезной работе, во всех посильных для них неотложных делах, продиктованных условиями военного времени.
В годы Великой Отечественной войны не прекращалась работа по выполнению закона о всеобщем обучении, усиливалась идейно-политическая направленность преподавания основ наук, школа широко развертывала оборонно-массовую работу среди населения. К началу 1941/42 учебного года органами народного образования был намечен ряд мероприятий, проведение которых должно было обеспечивать преодоление трудностей и решение проблем, порожденных войной.
Школам надо было перестроиться в соответствии с требованиями военного времени. 4 сентября 1941 года Совет Народных Комиссаров Союза ССР вынес постановление о размещении эвакуированных детей по школам-интернатам в тылу. Согласно постановлению Совета Народных Комиссаров Союза ССР от 23 января 1942 года «Об устройстве детей, оставшихся без родителей» была расширена сеть детских домов. После выступления газеты «Правда» 24 марта 1942 года по вопросу о всеобщем обучении был усилен контроль за деятельностью местных органов народного образования, укреплен педагогический состав в детских домах и школьных интернатах.
После разгрома немецких войск под Москвой, сразу же после освобождения оккупированных областей, на очередь встала задача восстановления деятельности школ в этих районах. Несмотря на то что материальная база школ почти полностью была разрушена фашистскими захватчиками, работа школ возобновлялась очень скоро. При восстановлении школ героические усилия проявили учителя, учащиеся, все население. Огромную помощь в восстановлении школ оказывала Советская Армия.
Школы для глухих на оккупированной территории были большей частью разрушены фашистскими варварами. Оккупанты полностью разрушили прекрасные школы-новостройки в Воронеже, Курске и Смоленске. Если до 1941 года у нас имелась 271 школа для глухих только в РСФСР, то в 1942 году их насчитывалось всего лишь около 160.
Школы для глухих, бывшие в глубоком тылу, принимали в свои стены глухих детей, эвакуированных из временно оккупированных и находившихся в прифронтовой полосе областей. Здесь прилагались все усилия для того, чтобы обеспечить нормальные условия жизни прибывшим сюда детям.
С первых же дней освобождения Советской Армией оккупированных фашистскими захватчиками областей началась работа по восстановлению специальных школ для глухих. Органы народного образования проводили совещания директоров этих школ. Перед ними ставилась одна главная задача — скорейшее восстановление разрушенных гитлеровцами школ и организация нормальной учебно-воспитательной работы в них.
Многое в школах для глухих восстанавливалось своими силами: ремонтировались помещения, в школьных мастерских изготавливалась мебель. Расположенные в тылу школы отдавали часть своих учебных пособий и мебели для восстанавливаемых школ. Было организовано постоянное шефство школ глухих Москвы и Московской области над школами освобожденных от врага районов. Специальные школы быстро возрождались.
Уже к концу 1943 года было восстановлено 24 школы для глухих. Количество глухих детей, охваченных обучением, достигло более 10 000.
Учебно-воспитательная работа в специальных школах постоянно улучшалась, учебные программы успешно выполнялись, о чем свидетельствовали соответствующие материалы Наркомпроса. Но вместе с тем постановление Совнаркома СССР от 1 сентября 1943 года «Об улучшении работы детских домов» указывало и на некоторые недостатки, имевшие место в организации жизни специальных школ-интернатов для глухих, прежде всего недостатки их материальной базы. Это постановление имело большое значение для улучшения материальных условий специальных школ для глухих. Почти каждая школа-интернат организовала свое подсобное хозяйство, что позволило значительно улучшить питание детей в этот трудный для страны период.
Интересно отметить, что в годы войны имелись нередкие случаи, когда глухие дети посещали массовую школу или детский сад, и это положительно сказывалось на развитии их речи. В детских садах слышащие дети часто брали на себя роль «педагога», обучающего речи всех глухих.
Изучая развитие школ глухих в годы Великой Отечественной войны, мы прежде всего видим, что учащиеся специальной школы глухих, как и школы массовой, в этот период тяжелых испытаний с высоким патриотическим сознанием переживали трудности военного времени и стремились внести свою долю участия в общенародное дело борьбы за свободу и независимость своей Родины. В те годы особенно большое значение имел труд школьников.
Примеров патриотического отношения учащихся и сурдопедагогов к труду в годы войны можно было бы привести много. Они свидетельствовали о том, что учащиеся и учителя отдавали все свои силы на борьбу с фашистскими захватчиками.
В годы Великой Отечественной войны не прекращалась работа по совершенствованию форм и методов обучения и воспитания в школе для глухих детей. Осуществляя руководство этой работой, Наркомпрос РСФСР опирался на Московский научно-практический институт специальных школ и детских домов, в котором непрерывно велась научная и учебно-методическая деятельность. В трудные годы войны, в октябре 1943 года, была создана Академия педагогических наук РСФСР. В число ее четырех институтов входил Научно-исследовательский институт дефектологии. Институт дефектологии был создан на базе Московского научно-практического института специальных школ и детских домов Наркомпроса РСФСР. В Ленинграде в то время существовал Экспериментально-дефектологический институт, который вскоре был также включен в состав Академии педагогических наук. С созданием в годы Великой Отечественной войны в системе Академии педагогических наук специализированного института открывались новые возможности и перспективы для разработки проблем дефектологии, и в частности сурдопедагогики.
Научно-исследовательская и методическая работа. Великая Отечественная война оказала влияние и на развитие сурдопедагогики. Научно-исследовательская и методическая работа в этой области продолжалась, но характер и направленность исследований значительно изменились. В условиях военного времени усилия научных работников-сурдопедагогов направлялись на разрешение ряда организационных и программно-методических вопросов в помощь Наркомпросу РСФСР. Вместе с тем Научно-исследовательский институт дефектологии приходил на помощь врачам и медицинским работникам в их усилиях по восстановлению здоровья раненых и больных. Помощь дефектологов и сурдопедагогов была особенно необходима для восстановления способностей устной и письменной речи у бойцов с черепно-мозговыми ранениями, а также ранениями, последствиями которых были потеря слуха и нарушение артикуляционного аппарата. Таковы были основные направления развития сурдопедагогики в годы Великой Отечественной войны.
Московский научно-практический институт по поручению Наркомпроса РСФСР руководил работой по совершенствованию организации учебно-воспитательной деятельности школ для глухих и профессиональных знаний учителей. Много усилий в условиях военного времени было затрачено на проведение межобластных совещаний сурдопедагогов, в которых научные работники Московского научно-практического института принимали самое непосредственное участие. В 1942 году на межобластных совещаниях в Свердловске, Куйбышеве и Ярославле были поставлены вопросы, связанные с разработкой научных основ программ по русскому языку и организацией методической работы в специальных школах.
Вынесенная на обсуждение совещаний программа по русскому языку существенно отличалась от программы 1938 года. Авторами новой программы являлись сотрудники Научно-практического института. В ее составлении принимал участие академик Л. В. Щерба. Одной из особенностей этой программы было наличие словарного минимума и типов предложений, обязательных для глухих учащихся с приготовительного по IV класс. Словарь имел два раздела: письменная и устная речь.
Обсуждение программы по русскому языку на межобластных совещаниях было весьма продуктивным. Сурдопедагоги внимательно разбирали каждый из разделов программы и вносили свои предложения. Совещание высказало положительное отношение к программе. Она была издана в 1944 году, хотя практически действовала в школах для глухих уже с 1943 года. Программа для глухих детей строилась на основе программы начальной четырехлетней школы для слышащих детей. Она основывалась на общедидактических принципах построения содержания обучения слышащих и глухих детей. В программе по русскому языку материалы были подобраны с учетом особенностей усвоения глухими словесного языка. Так, например, вопросы правописания сомнительных согласных, которым в массовой школе уделяется много внимания, здесь занимали второстепенное место. Изменилась и структура новой программы. Ранее самостоятельно существовавшие разделы «Техника речи» и «Чтение с губ» теперь были включены непосредственно в программу русского языка. Это не умаляло значения обучения произношению, но создавало благоприятные условия для более осознанного усвоения глухими учащимися устного слова в сочетании с его семантикой при изучении всех общеобразовательных предметов, и особенно при изучении русского языка.
В программу приготовительного класса был введен особый раздел, ранее сливавшийся с работой над произношением,— «Обучение грамоте». В новой программе разрешалось использование дактильной речи пока еще как вспомогательного средства.
Особыми разделами программы предусматривались словарная работа и развитие словесной речи.
Словарь для учащихся приготовительного класса был разработан очень подробно. Слова были отобраны по принципу их необходимости для общения глухих с окружающими и объединялись в группы. Принцип их группировки усложнялся от класса к классу. Учащиеся VII—VIII классов, как это предусматривалось программой, должны были научиться пользоваться словарями и составлять алфавитный справочник наиболее употребительных глаголов и правил глагольного управления.
Как видно из сказанного, новая программа была совершеннее программ прошлых лет и по форме, и по содержанию. Участие в составлении программы академика Л. В. Щербы очень положительно сказалось на ее построении и научном лингвистическом обосновании каждого из разделов.
В программе по русскому языку нашли отражение и результаты исследований процесса усвоения глухими детьми языка, проведенных учеными-психологами.
Другое направление научно-исследовательской и методической работы в области сурдопедагогики было не менее важным. Исследования сурдопсихологов и сурдопедагогов-методистов М. А. Томиловой, А. Ф. Понгильской, А. И. Метт, М. Е. Хватцева и др., сурдопсихологов Ж. И. Шиф, Д. М. Маянц, Л. В. Занкова и др. направлялись на оказание помощи раненым бойцам Советской Армии, утратившим вследствие черепно-мозговых ранений и контузий слух и речь. Сурдопедагоги совместно с врачами-невропатологами, отиатрами вели работу непосредственно в госпиталях.
Лечебно-педагогическая работа с людьми, имеющими органические поражения мозга, стала важным фактором восстановления их речи. Не менее важной частью научной сурдологопедической работы были занятия в госпитале и по чтению с губ. Оглохшие на войне бойцы Советской Армии получили возможность компенсировать недостаток слуха за счет приобретения навыка чтения с губ говорящего путем зрительного восприятия речи. Большую научно-методическую работу в этом плане провела А. И. Метт, разработавшая специальную систему, близкую по своим принципиальным основам комплексному методу чтения с губ Н. A. Pay.
Не менее важную работу по постановке речи у раненых с нарушением артикуляционного аппарата вел М. Е. Хватцев.
Итак, благодаря заботе Коммунистической партии и Советского правительства, героическим усилиям всего советского народа преодолевались трудности и проблемы, порожденные войной, развязанной гитлеровскими захватчиками.
Развитие сурдопедагогики в этот период привело к тому, что все более самостоятельной отраслью дефектологии становилась логопедия. Вместе с тем появилась потребность подготовки для работы в этой области специальных педагогических кадров. С восстановлением школ для глухих возросла необходимость и в их более точной дифференциации. В связи с этим нужно было пересматривать структуру школ, содержание обучения, создавать новые учебники и учебные пособия для учащихся и учителей. В этот период, и особенно в послевоенные годы, возросла потребность в кадрах специалистов-сурдопедагогов.
Одновременно расширялась и углублялась научно-исследовательская работа по общим проблемам сурдопедагогики и частных методик обучения глухих. Эти проблемы стали предметом изучения Научно-исследовательского института дефектологии АПН РСФСР, а также кафедр сурдопедагогики Москвы, Ленинграда, Киева и некоторых других городов.
Вопросы
1. Какими постановлениями Советского правительства направлялась деятельность школ для детей с недостатками слуха в годы Великой Отечественной войны?
2. Какая научно-исследовательская работа в области сурдопедагогики велась в годы Великой Отечественной войны?
3. Что нового было внесено в сурдопедагогику за годы Великой Отечественной войны?