В первые годы Советской власти

 

Проводившиеся с первых лет Советской власти в широких масштабах мероприятия по борьбе с детской дефективностью имели глубокий идейно-политический смысл. В организации и проведении этих мероприятий принимали участие многие партийные и государственные деятели. Это была борьба за здоровое детство для всех, за включение аномальных детей в общественно полезный труд посредством специальной системы обучения и воспитания. Огромный вклад в создание государственной системы научно-педагогических учреждений и школ для аномальных детей внесла Н. К. Крупская. Выдающуюся роль в развитии сурдопедагогики 20-х годов, обновлении методов обучения и воспитания детей с недостатками слуха играли Н. М. Лаговский, Д. В. Фельдберг, Ф. A. Pay, И. А. Васильев.

Надежда Константиновна Крупская (1869—1939). Огромное значение в становлении советской дефектологии и сурдопедагогики, разработке теоретических и методологических основ этой специальной области педагогического знания, организации государственной системы обучения и воспитания глухих детей имела деятельность Н. К. Крупской.

Н. К. Крупская была одним из первых в России педагогов-марксистов и основоположником советской педагогики. Она проблемы воспитания и образования рассматривала с позиций подлинно научной методологии, с позиций марксизма. В автобиографическом очерке Н. К. Крупская писала: «Марксизм дал мне величайшее счастье, какого только может желать человек: знание, куда надо идти, спокойную уверенность в конечном исходе дела, с которым связала свою жизнь». Глубокое знание марксизма, непосредственное участие в борьбе за интересы рабочего класса и всех трудящихся в качестве профессионального революционера определяло характер ее деятельности как педагога-теоретика и организатора новой системы народного образования в нашей стране. После победы Великой Октябрьской социалистической революции Н. К. Крупская назначается членом коллегии Народного комиссариата просвещения, а в 1929 г. — заместителем народного комиссара просвещения РСФСР.

Нарком просвещения А. В. Луначарский, вспоминая о начальном этапе работы Наркомпроса, говорил: «Драгоценнейшим обстоятельством в этих условиях было то, что одним из самых главных, а может быть, и самым главным действующим лицом Наркомпроса с самых первых дней оказалась Н. К. Крупская» 2. Огромное множество проблем стояло перед Наркомпросом молодой Советской республики. И среди них проблемы обучения и воспитания аномальных детей. Проблемы эти не были оставлены без внимания Н. К. Крупской, которая в области строительства новой, советской школы и системы народного образования последовательно проводила политику Коммунистической партии. Н. К. Крупская принимала непосредственное участие в разработке и осуществлении планов всеобщего обучения глухих детей в нашей стране, в разработке и проведении в жизнь важнейших партийных и государственных постановлений по вопросам школы и народного образования.

В своих решениях в отношении глухих детей Советское правительство руководствовалось принципом социалистического гуманизма. В одном из бюллетеней школьно-санитарного отдела Наркомпроса говорилось: «Новое государство ставит во главу угла такую организацию жизни, в которой самый слабый дефективный, обделенный судьбою мог бы вести самостоятельное трудовое и счастливое существование».

После победы Великой Октябрьской социалистической революции в нашей стране была поставлена задача воспитать из глухих детей полноценных членов общества.

Н. К. Крупская неоднократно привлекала внимание работников народного образования к проблемам сурдопедагогики. Для перестройки обучения глухих Наркомпросом были привлечены лучшие специалисты того времени: Н. М. Лаговский, Ф. A. Pay, Д. В. Фельдберг, И. А. Васильев и др. Создавались специальные научно-практические институты, где под руководством Психоневрологической академии велась научная разработка проблем детской слухоречевой недостаточности.

В определении общих учебно-воспитательных задач школы для глухих детей сыграли большую роль общепедагогические труды Н. К. Крупской. Так, на основе развивавшихся Н. К. Крупской идей общественного воспитания сурдопедагогика преодолевала тенденцию к организации обособленных учреждений для глухих. Новые цели социалистической школы, говорила Н. К. Крупская,— воспитывать в учениках общественные инстинкты. И советские сурдопедагоги воспринимали эти идеи как основополагающие для школы глухих. Постепенно все школы для глухих как образовательные учреждения включались в общую систему народного образования. При участии Н. К. Крупской разрабатывался и декрет Совнаркома от 10 декабря 1919 года — «О согласовании функций народных комиссариатов просвещения и здравоохранения в деле воспитания и охраны здоровья дефективных детей». Этот декрет был подписан В. И. Лениным.

Н. К. Крупская хорошо знала жизнь глухих детей и ставила вопрос о создании такой системы их обучения и воспитания, которая бы не была заботой о них отдельных лиц, а стала общегосударственным делом. Н. К. Крупская считала, что включение специальных школ в государственную систему школьного обучения внесет коренное изменение в сущность и принципы воспитания и обучения глухонемых, слепых и других категорий аномальных детей.

Н. К. Крупская стремилась всемерно укреплять новое отношение к аномальным детям. Она требовала от окружающих не филантропической заботы и сожаления, как это было прежде, а действенной помощи, основанной на принципах социалистического гуманизма. В журнале «О наших детях», редактором которого являлась Н. К. Крупская, наряду с другими печатались и статьи о детях аномальных. В 1929 году Н. К. Крупская в этом журнале опубликовала собственную статью «Мои глухонемые приятели». Звучавшая в этой статье горячая заинтересованность в деле, искреннее участие в судьбе глухих детей не оставляли равнодушным никого из читателей. Н. К. Крупская писала о том, что глухонемые дети и особенно подростки нуждаются в сугубой защите. Закон и говорящие окружающие должны защищать их права, всячески помогать им войти в жизнь, занять в ней свое место.

Педагогические идеи Н. К. Крупской творчески воспринимались советскими дефектологами, которые осуществляли их на практике. Так, в плане реализации этих идей Н. М. Лаговским, который в первые годы Советской власти на первом съезде по борьбе с детской дефективностью в 1920 году ведал в Наркомпросе вопросами обучения и воспитания глухих, предложил план системы учреждений для глухих. В основу этого плана была положена идея преемственности, которая сохраняет свое значение до наших дней. Позднее, выступая на съезде заведующих губернскими отделами народного образования в 1922 году, Н. К. Крупская говорила о наличии конкретного плана постановки сети учреждений для дефективных детей. Очевидно, Н. К. Крупская имела в виду представленный на съезде доклад Н. М. Лаговского. В 1926 году были разработаны планы школ для детей глухих, слепых и умственно отсталых. Звеном этой системы были дошкольные учреждения — детские дома. Так мысли и предложения Н. К. Крупской входили в практику обучения аномальных детей.

Огромную роль играла Н. К. Крупская в разработке теоретических проблем сурдопедагогики. Ею выдвигался принцип органической связи теории с практикой обучения и воспитания аномальных детей. Она выступала непримиримым противником идей, чуждых гуманистической советской педагогике. Н. К. Крупская принимала активное участие в подготовке материалов ко II съезду по социально-правовой охране несовершеннолетних в 1924 году. В связи с проведением съезда на коллегии Наркомпроса был поставлен вопрос о практической целесообразности выводов сектора по обучению и воспитанию аномальных детей, которым в те годы руководил Л. С. Выготский. Оценивая выдвинутые Л. С. Выготским теоретические положения, Н. К. Крупская отмечала при этом, что теоретические позиции необходимо максимально приблизить к практике борьбы с детской дефективностью и вести настойчивый поиск новых форм, средств и методов решения проблемы.

Н. К. Крупская последовательно и систематически направляла мысль сурдопедагогов. Она призывала к поискам эффективных путей приближения обучения дефективных детей к условиям обучения и воспитания в общеобразовательной школе.

Н. К. Крупской в эти годы развивалась идея компенсаторного обучения. Компенсаторное обучение в ее понимании состоит в том, чтобы не повторять механически содержание программ массовых школ и приближать его к обучению слышащих, создавая для этого необходимые условия.

Много внимания Н. К. Крупская уделяла проблемам трудового обучения и воспитания. Ею глубоко и разносторонне развивалась мысль о том, что ребенок должен познавать предметы и явления окружающей жизни в процессе трудовых действий. Благотворное влияние этой идеи сказалось на последующем развитии советской сурдопедагогики, на разработке дидактической системы обучения глухих по принципу речевого общения. По этой системе на начальном этапе обучения осуществляется предметно-практическая деятельность. Она ставит глухого ребенка перед необходимостью пользоваться словесной речью под непосредственным руководством педагога. Как правило, обучение глухих детей сопровождается жизнерадостностью, активностью и инициативой с применением предметно-практической деятельности.

В 20-х годах в педагогической литературе получил широкое хождение термин «морально-дефективные дети». Преподаватели сурдопедагогики Ленинградского педагогического института при обсуждении системы обучения глухих предлагали даже открыть детский дом для «морально-дефективных» глухих детей. К категории «морально-дефективных» относили детей больных, измученных нуждой и голодом. Накануне II съезда СПОН Н. К. Крупская выступила в журнале «На путях к новой школе» с острой критикой этого понятия.

Н. К. Крупская с глубокой убежденностью доказывала, что этот термин позорный, что он развязывает руки нечестным педагогам, что его надо изгнать из советской педагогики. В работе «К вопросу о морально-дефективных детях» Н. К. Крупская писала:

«Позорный термин «морально-дефективный», развязывающий руки бессовестной и бессознательной части педагогов, должен быть изгнан из употребления.

На работе с заброшенными, задавленными жизнью, исковерканными ею ребятами надо оставить лишь живых, чутких людей, умеющих заслужить доверие ребят, умеющих подойти к ним.

Надо помочь ребятам, на которых всей тяжестью обрушились невзгоды жизни, надо помочь им подняться, на эту работу должны идти лучшие люди.

Долой снимающие ответственность буржуазные термины вроде «морально-дефективный»

Беспризорные, заброшенные, больные ребята должны стать родными, любимыми детьми Советской республики».

Выступления Н. К. Крупской были пронизаны идеями социалистического гуманизма, страстным желанием прийти на помощь аномальным детям. Она справедливо считала, что глухонемые дети способны приобщиться к жизни, включиться в трудовую и общественную деятельность, стать полезными членами общества, а педагогические коллективы должны помочь им в этом. В одиночку человек может развиваться только до известного предела, очень незначительного, указывала Н. К. Крупская. В дальнейшем его опыт должен обогатиться опытом других.

 

 

В соответствии с этими принципами Н. К. Крупская настойчиво требовала приближения содержания обучения и воспитания глухонемых к содержанию деятельности массовой общеобразовательной школы. Высказанные Н. К. Крупской мысли имели основополагающее значение и для развития сурдопедагогической теории. Педагогические идеи Н. К. Крупской и ее личный пример отношения к аномальным детям вдохновляли сурдопедагогов на самоотверженное служение гуманному делу обучения и воспитания глухих детей. Педагогические идеи Н. К. Крупской служили для советских сурдопедагогов основой творческих поисков. Они не утратили своего теоретического и практического значения и для сурдопедагогов наших дней.

 

Н. М. Лаговский (1862-1933). Одним из выдающихся деятелей советской сурдопедагогики рассматриваемого периода был Н. М. Лаговский. Николай Михайлович Лаговский родился 25 декабря 1862 г. в Костромской губернии в семье сельского дьякона. Оставшись сиротой, он рано начал самостоятельную трудовую жизнь, добывая средства к жизни случайными заработками: пением в хоре, перепиской нот, уроками за любую, даже самую мизерную, плату. Во время обучения в духовной семинарии он принимал участие в деятельности Костромской организации партии «Народная воля». Близость к политической деятельности народовольцев в юношеские годы отразилась на всей последующей деятельности Н. М. Лаговского, который видел главный ее смысл в служении трудовому народу.

По окончании семинарии в 1884 году Н. М. Лаговский поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета, но вскоре был вынужден оставить университет из-за отсутствия средств на оплату за обучение. В октябре того же года Н. М. Лаговский поступил на должность воспитателя в Петербургское училище для глухонемых.

В 80—90-е годы в Петербургском училище глухонемых шла острая борьба за утверждение принципа обучения глухих устной словесной речи и использования ее как средства общения и получения глухими учащимися общеобразовательных знаний. Н. М. Лаговский с присущими ему искренностью и живым умом включился в творческую деятельность по перестройке учебно-воспитательного дела в училище. Он сразу же встал в ряды сторонников обучения глухих устной речи. Позднее он занимался на курсах по подготовке учителей для школ глухих, организованных при училище. По окончании курсов в 1897 году Н. М. Лаговский был зачислен на должность учителя, а через год стал инспектором Петербургского училища.

Для углубленного изучения практики обучения глухих в Европе он был командирован в Австрию и Германию. В конце XIX века в Западной Европе проводился ряд опытов по изучению слуха глухих и использованию его в процессе обучения глухих детей устной речи. В Германии в Берлинском училище глухих Я. М. Лаговский ознакомился с методами обучения артикуляции, с учебными планами, программами, в Австрии — с постановкой слуховых упражнений В. Урбанчича. Кроме того, им была тщательно изучена система подготовки учителей глухих на курсах, которыми в то время руководил выдающийся немецкий сурдопедагог Э. Вальтер.

По возвращении в Россию Н. М. Лаговский издал ряд сурдопедагогических работ. Первой из серии его книг была «Королевское училище глухонемых в Берлине», в которой давалось подробное описание процесса обучения глухонемых в этом училище. Одновременно появилась и его «Книга рассказов для классного чтения и бесед с глухонемыми детьми старшего возраста». Это было первое пособие для учителей глухих и глухих учеников старших классов, если не считать в значительной мере устаревшую к тому времени книгу Г. А. Гурцова «Энциклопедический курс» и «Хрестоматию» И.Я.Селезнева. В 1903 году вышла работа Н.М.Лаговского «Обучение глухонемых устной речи», которая в дореволюционный период выдержала два издания и стала настольной книгой для учителей глухих. Она была значительно шире по содержанию, чем ранее издававшиеся методики по обучению глухих произношению и русскому языку А.Ф.Остроградского и И.А.Васильева.

В трудах Н.М.Лаговского центральное место занимали и вопросы обучения устной речи. По своим приемам методика Н.М.Лаговского была сходна с методикой А.Ф.Остроградского. Но в отличие от А.Ф.Остроградского Н.М.Лаговский излагал содержание обучения звуковой речи в определенной системе по годам обучения. Он значительно шире и разностороннее, чем А.Ф.Остроградский, раскрывал анатомо-физиологические характеристики слухоречевого аппарата глухого человека и его возможности в восстановлении, в постановке звуков русского языка. В методике постановки звуков Н.М.Лаговский шел от более видимых и осязаемых к звукам менее «наглядным» и «ощущаемым».

Н.М.Лаговский видел в правильном домашнем воспитании глухих средство к сохранению его устной звуковой речи после наступления глухоты. Тем самым облегчалось усвоение им словарного состава и грамматики русского языка в школе.

В Петербургском училище Н.М.Лаговский проработал до осени 1910 года. С сентября этого года он взял на себя заведование четырьмя учреждениями для глухих в г. Александровске (Запорожье), объединенными в училище-хутор. Здесь Н. М. Лаговский вел напряженную сурдопедагогическую деятельность. В Александровском хуторе он объединил вокруг себя творческий коллектив учителей и воспитателей для решения намеченных им педагогических задач по обучению и воспитанию глухих детей. Среди них были сестры О. Комир и М. Комир, И. А. Соколянский и многие другие талантливые сурдопедагоги. Но Н. М. Лаговскому в Александровском хуторе не удалось осуществить многие из своих педагогических идей не только потому, что они были противоречивы, но и потому, что в условиях дореволюционной России они были утопичны. Н. М. Лаговский правильно считал, что начинать обучение глухих необходимо с дошкольного возраста и продолжать до включения их в трудовую деятельность. Но вся организация жизни этого училища страдала пороками, проистекавшими из народнических идей и прожектов.

После Великой Октябрьской социалистической революции начался наиболее плодотворный период деятельности Н. М. Лаговского. Вскоре он стал активно участвовать в работе отдела социального обеспечения в Петрограде, в ведении которого в то время состояли все учреждения для глухих города и области. По его предложению в Петрограде было открыто первое в России научно-практическое учреждение — Центральный институт глухонемых. В октябре 1918 года Н. М. Лаговский заведовал учебной частью этого института. После переезда в Московскую область он взял на себя заведование Перервинским (Люблинским) институтом глухонемых. Одновременно Н. М. Лаговский руководил сектором глухих детей в школьно-санитарном отделе Наркомпроса. Он организовал медико-педагогическую комиссию по делам глухих для разработки теоретических и организационно-методических вопросов их обучения и воспитания. Комиссия состояла из передовой части врачей и сурдопедагогов.

Авторитет Н. М. Лаговского в Наркомпросе как ученого-сурдопедагога, бескорыстная преданность делу помогли ему осуществить ряд важных практических мероприятий по обучению и воспитанию глухих и прежде всего укрепить положение специальных учреждений в системе народного образования. Н. М. Лаговский принимал самое активное участие в организации и проведении конференций и съездов, проходивших в этот период в Исследовательском институте научной педагогики при 2-м Московском государственном университете.

В 20-е годы Н. М. Лаговский создал ряд книг и пособий для студентов и сурдопедагогов. Он разрабатывал программы по обучению взрослых глухих и методические руководства к ним, букварь для глухих, основы сурдопедагогики для студентов-заочников. Книга Н. М. Лаговского по методике начального обучения глухих взрослых грамоте с использованием дактильной речи во многом сохраняет свое значение до настоящего времени. По принципу сходства и различия дактильных знаков с буквами глухой учащийся овладевал грамотой в течение 40—50 дней-уроков, что для того времени было большим достижением.

Заслуги Н. М. Лаговского в деле обучения и воспитания глухих получили высокую оценку педагогической общественности и Советского правительства. В 1929 году ВЦИК присвоил ему звание Героя Труда. Во 2-м Московском государственном университете были учреждены три студенческие стипендии его имени. Постановлением Народного комиссариата просвещения школа в г. Вязниках стала называться школой им. Н. М. Лаговского. Постановлением Главнауки УССР Киевская школа для глухих была также названа его именем. Взрослые глухие г. Астрахани открыли клуб, которому было присвоено его имя.

Научно-педагогическая деятельность Н. М. Лаговского оказала большое влияние на последующее развитие советской сурдопедагогики. Созданные им труды долгое время служили руководством для учителей. Вместе с тем развитие теории и практики сурдопедагогики в последующее время обнаруживало и некоторые слабые стороны педагогической системы Н. М. Лаговского как системы обучения словесной речи, основанной на «чистом устном методе». Однако в целом труды Н. М. Лаговского внесли большой положительный вклад в советскую сурдопедагогику.

 

 

Давид Владимирович Фельдберг (1873—1942). В решении проблемы борьбы с детской слуховой и речевой дефективностью в первые годы Советской власти видную роль играл доктор медицины и логопедии Д. В. Фельдберг. Многолетняя врачебно-педагогическая деятельность Д. В. Фельдберга привела его к мысли о том, что учебно-воспитательную работу с детьми, имеющими недостатки слуха и речи, необходимо сочетать с их лечением.

Интерес Д. В. Фельдберга к вопросам патологии детской речи во многом определил его научную специализацию в медицинских науках. С 1905 по 1915 год деятельность Д. В. Фельдберга носила врачебно-педагогический характер и не соответствовала его главным интересам. Д. В. Фельдберг был директором Коммерческого училища и преподавателем гигиены. Он читал лекции на Высших женских курсах и был ассистентом в Клиническом институте по усовершенствованию врачей. В 1908 году Д. В. Фельдберг стал профессором кафедры логопедии при Психоневрологическом институте. В годы первой мировой войны Д. В. Фельдберга призвали на военную службу. Он руководил госпиталем и был врачом-консультантом. После Великой Октябрьской социалистической революции Д. В. Фельдберг полностью посвятил свою деятельность борьбе с детской слухоречевой дефективностью.

Еще будучи на военной службе, он часто выступал в качестве лектора по вопросам организации детского здравоохранения, социальной гигиены и логопедии. В 1918 году в Дошкольном педагогическом институте при его участии была организована кафедра логопедии и сурдопедагогики. Деятельность Д. В. Фельдберга как руководителя этой кафедры продолжалась до 1938.

В 1918 году в системе Наркомпроса Д. В. Фельдберг организовал Отофонетический институт. Это было новое государственное учреждение, в котором Д. В. Фельдбергу удалось объединить и включить в творческую работу опытных сурдопедагогов: Е. Ф. Заморенко, М. А. Захарову, Ю. А. Якимову, И. Ф. Брунс, Е, В. Цветкову, И. А. Васильева. Одновременно институт пополнялся молодыми талантливыми сурдопедагогами-логопедами. Первоначально небольшая амбулатория и стационар для взрослых и детей с недостатками речи превращались в специализированное детское учреждение по борьбе с нарушениями слуха и речи. К 30-м годам Отофонетический институт стал огромным научным клиническим педагогическим учреждением.

Отофонетический институт являлся главным центром научно-педагогической работы в СССР. По инициативе Д. В. Фельдберга в Ленинграде возникли классы для приходящих глухих детей. Кроме того, были созданы логопедические пункты при школах (для детей с легкими расстройствами речи). С целью разработки методических проблем Д. В. Фельдберг организовал методическую лабораторию, которой руководили методист по первоначальному обучению в массовой школе Н. П. Кононыкин и методист по обучению глухих Е. Ф. Заморенко.

Д. В. Фельдберг обращал большое внимание на остаточный слух у глухих детей. Изучавшиеся в Отофонетическом институте сурдопедагогические проблемы (влияние этиологии глухонемоты на развитие и восстановление слуха, методы использования остатков слуха и др.) нашли отражение в сборнике трудов института «Методы исследования и воспитания слуха и ритма у глухих и тугоухих детей» (1936 год). В Отофонетическом институте были предприняты попытки широкого использования техники.

Плодотворная научная и практическая деятельность Отофонетического института приносила ему широкую известность не только в нашей стране, но и за ее пределами. Часто посещали институт и знакомились с его достижениями делегации иностранных ученых и педагогов.

 

Руководитель Отофонетического института Д. В. Фельдберг был постоянным участником съездов и конференций по вопросам обучения, воспитания глухих и по вопросам изучения дефектов речи и слуха. Он стремился творчески использовать принципы и методы массовой советской общеобразовательной школы при решении специфических задач дифференцированного обучения различных категорий детей со слухоречевой дефективностью. Под его руководством в Отофонетическом институте разрабатывались новые средства и методы обучения глухих, позднооглохших, слабослышащих детей, а также детей с различными формами логопатии.

 

К сожалению, многое в деятельности института, особенно в научно-практической, не было в свое время учтено и обобщено. Между теоретическими исследованиями и практикой учебных учреждений института существовал разрыв. Многие весьма ценные и эффективные методы и приемы обучения не были внедрены в практику обучения глухих вследствие недооценки научного значения опыта передовых, творчески работавших педагогов.

Федор Андреевич Pay (1868—1967). Ф. A. Pay — выдающийся деятель в области обучения и воспитания детей с недостатками слуха и речи. Он родился в г. Вюртенберге в Германии. По окончании учительской семинарии в Германии Ф. A. Pay поступил на службу в одну из немецких начальных школ. Через полгода он был приглашен на должность помощника учителя в училище для глухих во Франкфурте-на-Майне. За годы службы в этом училище Ф. A. Pay изучил теорию и методику обучения глухих, сдал экзамены на звание учителя глухих и на штатную должность учителя глухих и логопеда. Наряду с подготовкой по специальности Ф. A. Pay изучал французский и английский языки. Знание этих двух языков расширило возможности его сурдопедагогической деятельности. Он стал сотрудничать как референт в немецком и французском журналах. В 1891 году в журнале «Орган» была напечатана его первая работа «Об устранении дефектов речи у детей».

В 1892 году Ф. A. Pay получил предложение приехать в Россию и занять должность учителя в частном училище прибалтийского городка Тиге. В 1900 году Ф. A. Pay был назначен директором Московского Арнольдо-Третьяковского училища. С приходом Ф. A. Pay в Московское училище глухих началась коренная организационная перестройка его учебно-воспитательной работы. Прежде всего Ф. A. Pay изменил содержание первоначального периода обучения. Исходным средством обучения стала устная речь. В это время за границей вводился метод В. Урбанчича по воспитанию слуха. Ф. A. Pay ввел этот метод и в Московском училище. Им был организован слуховой класс с особым учителем, который вел занятия по развитию слуха.

Ф. A. Pay не только руководил училищем, но и помогал учителям работать - с глухими детьми. Он давал показательные уроки по постановке и коррекции звуков, учил учителей новому в то время звуковому методу постановки устной речи, обучения грамоте и чтению с губ. Опытность директора, его методическая помощь учителям сделали училище глухих в Москве всероссийским методическим центром. Ф. A. Pay стал методистом-руководителем этого центра.

 

 

Ф. A. Pay ввел в училище дифференцированный подход к глухим. Этот подход выразился в том, что он учитывал время наступления глухоты, интеллектуальные возможности ребенка и состояние его слуха. Им были организованы классы позднооглохших и слабослышащих (тугоухих) детей. Для менее одаренных и не способных освоить учебную программу Московского училища в селе Сокольникове (Московская область) открыли колонию, при которой было организовано садоводческое учебное хозяйство. Общеобразовательное обучение в этой колонии велось посредством дактильной и письменной речи с использованием жестовой речи.

Большой заслугой Ф. A. Pay следует считать и создание первого дошкольного учреждения для глухих детей. Оно было открыто в 1900 году в Москве. Непосредственное руководство детским садом для глухих детей осуществляла Н. A. Pay, получавшая от Ф. A. Pay, постоянную помощь в решении педагогических и методических проблем этого учебного заведения, главной задачей которого являлось достижение преемственности обучения глухих в детском саду и школе.

В 1910 году Ф. A. Pay выступил организатором съезда по обучению, воспитанию и призрению глухих, приуроченного к 50-летию существования Московского Арнольдо-Третьяковского училища. На этом съезде Ф. A. Pay был автором ряда докладов: «Об организации периодических съездов деятелей по воспитанию, обучению и призрению глухонемых», «Об обучении глухонемых», «О дежурствах в интернате».

В годы директорства в Московском училище Ф. A. Pay был непременным корреспондентом журнала «Вестник Попечительства о глухонемых», выполнял переводы сурдопедагогических статей с немецкого языка. В частности, им были переведены книга Ф. Вернера «Психологические основы устного метода» (1910) и книга Ф. Гаудеринга «О подготовительном обучении глухонемых». В дореволюционный период им были созданы букварь, а также книжки для чтения: «Маленьким друзьям» и «Маленький глухонемой читатель».

После Великой Октябрьской социалистической революции начался наиболее плодотворный период деятельности Ф. A. Pay. Co свойственной ему энергией, энтузиазмом и преданностью делу он взялся за осуществление государственного обучения глухих. Ф. A. Pay стал ученым-консультантом школьно-санитарного отдела Наркомпроса. С переходом этого отдела в Наркомздрав Ф. A. Pay был назначен заведующим секцией физически дефективных детей. Ко времени открытия в Москве Института детской дефективности, а потом дефектологического отделения при 2-м МГУ Ф. A. Pay получил звание профессора и заведование кафедрой сурдопедагогики. Его опыт работы с учителями в Московском училище глухих был использован при организации сурдопедагогического образования.

Ф. A. Pay был членом секции дефектологии Научно-исследовательского института педагогики при 2-м Московском государственном университете. Он выступал в качестве одного из основных лекторов по вопросам обучения глухих словесной речи на краткосрочных курсах. Ф. A. Pay участвовал в съездах учителей глухих как член оргбюро и докладчик. Он выступал на конференциях сурдопедагогов и многих других научных совещаниях. Исключительный успех имел его доклад «О методах первоначального обучения глухих словесной речи» на совещании директоров и заведующих учебной частью школ глухих в 1938 году. В нем Ф. A. Pay показал, что при обучении глухих необходимо сочетать и дифференцированно применять различные методы.

Активное и заинтересованное участие в создании советской государственной системы обучения и воспитания глухих детей благотворно отразилось на научной деятельности Ф. A. Pay. Если в дореволюционный период Ф. A. Pay в основном публиковал только переводы из иностранных журналов, то в послереволюционный период он создает и оригинальные работы, проявляет критическое отношение к зарубежным материалам с позиций советской сурдопедагогики.

Созданные Ф. A. Pay в советское время труды разнообразны: монографии, статьи в общих педагогических и специальных журналах, статьи в энциклопедиях.

Статьи Ф. A. Pay о детях с недостатками слуха и речи, о путях развития борьбы с детской глухотой были помещены в одном из первых сборников Наркомздрава — «Здоровые дети— светочи будущего». В изданиях II съезда СПОН был опубликован ряд его статей. В первом изданном в 1924 году сборнике он публикует оригинальную работу «Речевая функция у говорящих глухих». Во втором сборнике — дидактические статьи о методах, которые проверялись в то время в советской школе для глухих: маноральная система и чтение с губ Г. Форхгаммера. В дальнейшем им были опубликованы статьи на следующие темы: метод использования остатков слуха Бецольд — Кройса (1926), «бельгийский метод демутизации» (1935). Важной обобщающей работой была помещенная в Большой Советской энциклопедии статья «О глухонемоте и обучении глухонемых» (1929).

Ф. A. Pay являлся активным сотрудником журнала «Жизнь глухих», где помещались его статьи об И. К. Арнольде, о Н. М. Лаговском, статьи об актуальных проблемах зарубежной сурдопедагогики. Он был членом редакционной коллегии журнала «Жизнь глухих», а затем и журнала «Вопросы дефектологии».

Большую и плодотворную работу по созданию букварей для глухих и популярной сурдопедагогической литературы для родителей вел Ф. A. Pay совместно с Н. A. Pay.

В «Методике обучения глухих» (1934) был написанный Ф. A. Pay раздел «Постановка и коррекция звуков у глухонемых». В дальнейшем на основе этой работы Ф. A. Pay совместно с Ф. Ф. Pay создал методику обучения глухих произношению, которая до настоящего времени служит пособием для студентов и учителей.

В 1946 году в «Ученых записках МГПИ им. В. И. Ленина» были опубликованы подготовленные еще ранее при активном участии и под редакцией Ф. A. Pay материалы к учебнику по сурдопедагогике, в их числе статья «О глухонемоте, глухоте и тугоухости». В ней Ф. A. Pay, используя русскую и зарубежную сурдопедагогическую литературу и многолетний опыт непосредственной работы с глухими, дал четкую классификацию детей с немотой при наличии слуха. В этой же статье рассматривались вопросы о происхождении глухонемоты, о лечении и профилактике глухонемоты.

В 1948 году Ф. A. Pay был избран членом-корреспондентом Академии педагогических наук РСФСР. За свою сурдопедагогическую деятельность он был награжден орденом Ленина.

Вся жизнь Ф. A. Pay, учителя, профессора, доктора педагогических наук, члена-корреспондента Академии педагогических наук, была неразрывно связана с развитием советской сурдопедагогики. Он сыграл важную роль в подготовке научных и учительских кадров, создании литературы по методике обучения глухих устной речи и учебников для первоначального обучения (букварей).

И. А. Васильев (1867—1941). В ряду талантливых деятелей, обогативших своими трудами сурдопедагогику, были И. А. Васильев. Он начал свою сурдопедагогическую деятельность в Петербургском училище с должности младшего классного наставника. Любовь и желание прийти на помощь к детям, страдающим физическим недостатком — отсутствием слуха, побуждала его с первых шагов сурдопедагогической деятельности с исключительным упорством и настойчивостью искать новые, более эффективные пути их обучения и воспитания. Он мечтал научить глухих детей в короткий срок словесной речи и тем самым сблизить уровень развития глухого ребенка с уровнем развития ребенка слышащего. И. А. Васильев считал, что этого можно достигнуть в первоначальный период обучения посредством «графического метода», в основе которого лежало использование письменной речи. В соответствии с этим методом наряду с графическим изучением отдельных слов-понятий шло обучение глухих грамматике, умению строить предложения. Говоря об обучении глухого связной речи по рассказам или с помощью живой беседы учителя, И. А. Васильев при этом делал очень важное методическое указание. Он считал необходимым, чтобы для глухих специально составлялись учебники и книги для чтения, чтобы учитель, беседуя с глухими, расширял их словарь систематически и постепенно, не привнося в свою речь лишних, непонятных глухому слов.

Обосновывая необходимость создания специальных книг и учебников для глухих, И. А. Васильев в своей книге «Методика обучения глухонемых речи, письму, чтению» (1900) давал ряд методических указаний относительно последовательности их обучения. В ней предлагался ряд разнообразных приемов обучения чтению с губ, устному описанию картинок, чтению книг и т. д. Подробно разбирая и иллюстрируя методику чтения, И. А. Васильев обращал особое внимание учителей глухих на необходимость разъяснения образных выражений и переносного значения слов. Описание картин И. А. Васильев считал важным методом развития речи глухих. Он сравнивал описание картин с процессом перевода с одного языка на другой.

Используя многие общедидактические положения известного русского педагога конца XIX — начала XX века П. Ф. Каптерева, И. А. Васильев в своих трудах развивал эти положения применительно к воспитанию глухих. Важным условием правильно построенного педагогического процесса И. А. Васильев считал соответствие между трудностью заданий и уровнем возможностей ученика. Опираясь на прогрессивные требования общей педагогики о единстве воспитания и обучения, И. А. Васильев говорил о том, что ими еще в большей мере необходимо руководствоваться при работе с глухими детьми.

В дореволюционный период И. А. Васильев опубликовал ряд оригинальных статей в журнале «Вестник Попечительства». Кроме того, он издал книгу под названием «Словарь глаголов», которая стала ценным пособием для учителей глухих. Благодаря хорошему знанию глаголов глухой ученик легко овладевал структурой предложения в целом и умением пользоваться различными видами и формами этой части речи.

После победы Великой Октябрьской социалистической революции И. А. Васильев стал одним из активных деятелей советской сурдопедагогики. В Ленинградском отофонетическом институте И. А. Васильев осуществил ряд своих педагогических замыслов. Среди них изобретение киношрифта и разработка методики его использования. Киношрифт представлял собой таблицы-киноснимки лица, произносящего те или иные звуки — буквы русского алфавита. Такие таблицы, фиксировавшие состояние губ и всего лица человека в момент произнесения звуков, способствовали не только эффективному обучению чтению с губ, но и самостоятельной работе учащихся над своей речью.

И. А. Васильев сделал попытку найти более совершенные организационные формы обучения глухих произношению. Речь идет о работе со сдвоенными классами. Сущность этой работы заключалась в том, что один педагог должен был вести фронтальные, а другой — индивидуальные сурдопедагогические занятия. Однако разработка этой формы обучения не была завершена И. А. Васильевым и не нашла широкого применения в обучении глухих детей.

До последних лет жизни И. А. Васильев работал учителем. Одновременно он продолжал совершенствовать словарь глаголов, пополняя его новыми рисунками и словами, приближая его содержание к новым требованиям современности. Глубокие специальные знания и творческая инициатива И. А. Васильева были широко известны сурдопедагогам Советского Союза, которые стремились непосредственно ознакомиться с его опытом и методами работы.

Характерной чертой научного творчества И. А. Васильева было то, что он почти никогда не менял свои исходные педагогические установки, а лишь последовательно развивал и совершенствовал их. Предлагая «графический метод», он выступил в сущности новатором и рационализатором системы «чистый устный метод» обучения глухих. Он не критиковал систему «чистый устный метод», а лишь доказывал важность, доступность и продуктивность использования в обучении глухих письменной речи и умения писать независимо от обучения устной звуковой речи. (Обучение устной речи, как известно, в системе «графического метода» шло самостоятельно.) То обстоятельство, что И. А. Васильев не выступил с прямой критикой «чистого устного метода», широко распространенного в училищах для глухих в России и в Западной Европе, задерживало распространение «графического метода». Сурдопедагоги России из его методики использовали лишь приемы обучения письму, чтению, рассказыванию по картинкам, чтению с губ и некоторые другие.

Впервые изданный в России в 1910 году «Наглядный словарь глаголов» И. А. Васильева являлся своеобразным продолжением его концепции «графического метода». Как и метод, словарь не использовался в обучении глухих в полной мере, хотя и мог значительно способствовать расширению словарного запаса и овладению грамматическим строем языка. Это можно объяснить тем, что учителя, работавшие с глухими по «чистому устному методу», не нуждались в подобном пособии. Сами же учащиеся не приобретали навыки и умения для самостоятельной работы над словом в такой мере, чтобы могли пользоваться словарем глаголов И. А. Васильева.

Органической частью системы «графический метод» был и киношрифт. В последующем киношрифт как наглядное средство обучения глухих чтению с губ возрождался в новой форме, занимая подобающее ему место в первоначальном обучении глухих (работы М. Е. Хватцева, М. Н. Шаабдурасуловой, П. К. Анисимова).

Говоря обо всем том положительном, что содержалось в трудах И. А. Васильева, следует отметить и их слабые стороны. Во время поисков новых методов и приемов, которые бы в большей мере приближали глухого к слышащему, И. А. Васильев делал подчас неправильные выводы. Чрезмерным было его увлечение постановкой общих классификационных понятий. Методически ошибочным было употребление этих понятий в письменной речи раньше, чем дети знакомились с названиями вещей. И. А. Васильев переоценивал возможности глухого в дедуктивном мышлении и словаре понятий для нужд общения и образования. Методологическим недостатком концепции И. А. Васильева являлся также компромиссный подход к системе «чистый устный метод», поскольку он же отнесся критически к его основному пороку, который заключался в приспособлении обучения глухих к фонетическим особенностям звука и звукового состава слова. Такое приспособление задерживало умственное развитие учащихся. Разработанная И. А. Васильевым методика использования киношрифта также содержала ряд недочетов. Так, Ф. Ф. Pay указывал на переоценку И. А. Васильевым стабильности артикуляционного образа «чистого» звука в нашей речи. Обилие артикулем, которые даны им в оральном алфавите, создавало перегрузку при изучении глухим ребенком различительных особенностей в сходных по артикуляции звуках.

Однако, несмотря на эти недостатки, труды И. А. Васильева составили золотой фонд советской сурдопедагогики. Подавляющее большинство последующих исследователей в области сурдопедагогики так или иначе использовали труды И. А. Васильева.

Итак, Советское государство с первых лет своего существования принимало все возможные в то время меры к тому, чтобы страдающие слуховой недостаточностью дети посредством специального обучения и воспитания подготавливались к самостоятельной трудовой общественно полезной деятельности, к полноценной жизни в социалистическом обществе. Сразу же после победы Великой Октябрьской социалистической революции интенсивно велась разработка новых средств и методов обучения и воспитания глухих детей.

Уже в первые послереволюционные годы в нашей стране сурдопедагогическая теория и практика имели значительные достижения.

Все мероприятия по борьбе с детской дефективностью носили принципиально новый характер и содержали глубокий идейно-политический смысл — борьба за здоровое детство, за включение аномальных детей в общественно полезный труд через обучение.

В борьбе с детской дефективностью в первые годы Советской власти заслуженное место принадлежит выдающемуся деятелю в области народного образования Н. К. Крупской.

В этот период вели большую организационно-педагогическую работу сурдопедагоги Ф. A. Pay, Н. М. Лаговский, И. А. Васильев и многие другие. Врачи С. С. Преображенский, Д. В. Фельдберг и др. вели борьбу с детской глухотой средствами лечения и профилактики.

Вопросы

1. В чем вы видите проявление социалистического гуманизма Н. К. Крупской в отношении к глухим детям?

2. Какие высказанные Н. М. Лаговским, Ф. A. Pay и И. А. Васильевым в первые годы становления советской сурдопедагогики идеи находят отражение в современной теории и практике обучения глухих?

3. Какие идеи С. С. Преображенского играли прогрессивную роль в развитии советской сурдопедагогики?