В обучении глухих (1917—1920)

 

Великая Октябрьская социалистическая революция положила начало коренным преобразованиям школьного дела в нашей стране, имевшим целью приобщение широчайших народных масс к образованию, науке, к творческому созиданию новой, социалистической культуры. Впервые в мировой истории ставилась задача сделать образование и культуру действительно доступными всем трудящимся, осуществить на деле полное равенство в области образования всех граждан, сделать науку и знание одним из средств борьбы за построение социалистического общества. С первых же дней после свершения социалистической революции Советское правительство приняло ряд мер по перестройке системы образования. Декретом ВЦИК и СНК от 9 ноября 1917 года была организована Государственная комиссия по просвещению, которая занялась разработкой новой системы народного образования.

Строительство новой системы народного образования, советской единой трудовой политехнической школы осуществлялось на основе учения В. И. Ленина о культурной революции, на основе ленинского учения о коммунистическом воспитании. В стране победившего социализма, где власть перешла к рабочим и крестьянам, устанавливалось новое отношение к школе, науке, просвещению. Если буржуазия считала науку и просвещение привилегией богатых, а школу и образование использовала в качестве одного из средств эксплуатации и угнетения трудящихся, то Великая Октябрьская социалистическая революция открывала широкую дорогу к знанию всем трудящимся. «Раньше,— говорил В. И. Ленин, — весь человеческий ум, весь его гений творил только для того, чтобы дать одним все блага техники и культуры, а других лишить самого необходимого — просвещения и развития. Теперь же все чудеса техники, все завоевания культуры станут общенародным достоянием, и отныне никогда человеческий ум и гений не будут обращены в средства насилия, в средства эксплуатации»1.

Ленинское учение о коммунистическом воспитании подрастающих поколений с первых дней установления Советской власти и на всех последующих этапах развития педагогики указывало пути осуществления связи школы с жизнью, с производительным трудом, с практикой социалистического строительства.

В самой тесной и органической связи с развитием новой системы народного образования, становлением единой трудовой политехнической школы происходило развитие советской сурдопедагогики и специальной школы для детей с недостатками слуха.

Поиски организационных форм руководства государственным обучением глухих детей. В результате победы Великой Октябрьской социалистической революции практика обучения и воспитания глухих детей изменялась коренным образом. Победа социалистической революции создала необходимые социально-экономические предпосылки для таких изменений. С установлением Советской власти и формированием системы образования, отвечающей интересам рабочего класса и крестьянства, интересам трудящихся, в борьбе с буржуазными идеями и концепциями развивалась качественно новая, советская сурдопедагогическая теория.

Заботу об обучении и воспитании глухих детей в Советской стране взяло на себя государство. Унизительному для учителей и глухих учащихся существованию на средства благотворительности был положен конец. Глухие учащиеся в Советской стране получили возможность обучаться в специальных государственных школах, учителя стали государственными служащими. Как и во всех других учебных заведениях, в школах для глухих были ликвидированы сословные, национальные и прочие ограничения, для всех детей устанавливались равные права.

Если в дореволюционной России глухих старались приспособить к труду лишь для того, чтобы они не становились нищими, ворами или нарушителями общественного порядка, не были обузой для общества, то в Советской России впервые была поставлена задача воспитания из глухих активных и равноправных участников строительства коммунистического общества. В соответствии с этой целью сурдопедагогика должна была разрабатывать систему средств, методов и организационных форм, которая обеспечивала бы усвоение глухими учащимися необходимых для этого знаний, умений и навыков.

Необходимо было также заново создавать сеть специальных учебных заведений для глухих детей. Оставшиеся от дореволюционного периода училища для глухих и практика обучения и воспитания в них подлежали радикальной перестройке и изменению в соответствии с новыми целями и задачами.

Обучение и воспитание подрастающего поколения в Советской стране стало всенародным делом. Под влиянием социалистической революции в среде рабочих и крестьян возникали различные общественные организации, просветительскую и педагогическую деятельность которых поддерживали Коммунистическая партия и Советское правительство. При Государственной комиссии по просвещению был организован отдел школьной медицины и гигиены, который в дальнейшем стал называться школьно-санитарным отделом. На этот отдел было возложено руководство учреждениями для детей с умственной (умственно отсталые) и физической дефективностью (слепые и глухие).

В первые годы Советской власти велись напряженные поиски организационных форм государственного обучения и воспитания глухих детей, форм и методов руководства системой такого обучения и воспитания. Деятельность школьно-санитарного отдела по организации обучения и воспитания глухих и других категорий аномальных детей осложнялась тем, что часть учреждений относилась к Народному комиссариату социального обеспечения, а часть оставалась в подчинении других ведомств. С опубликованием декрета СНК от 5 июня 1918 года «О передаче в ведение Народного комиссариата по просвещению учебных и образовательных учреждений и заведений всех ведомств» начинался и новый этап перестройки учреждений для аномальных детей.

Провозглашенные «Положением об единой трудовой школе РСФСР» и «Декларацией о единой трудовой школе» принципы последовательно проводились при разработке системы обучения и воспитания глухих детей.

Потребовалось, однако, немало времени для того, чтобы завершить организационный период в создании сети учреждений для глухих детей и единого государственного центра административного и методического руководства обучением и воспитанием глухих детей в этих учреждениях. Поиски новых организационных форм были не всегда успешны, но они велись настойчиво и целеустремленно при полной поддержке молодого, еще экономически не окрепшего Советского государства, проявлявшего постоянную заботу о глухих детях. Внимание вопросам воспитания аномальных детей уделял лично В. И. Ленин, как об этом свидетельствует в одном из своих писем А. М. Горький.

Для успешного выполнения программы обучения и воспитания глухих детей использовался прогрессивный методический опыт дореволюционной сурдопедагогики. Но осуществлению намечавшейся программы мешало то, что школьно-санитарный отдел еще не имел определенного статуса как в системе Наркомпроса, так и в системе Наркомздрава. После подготовительной работы по определению функций и задач Наркомпроса и Наркомздрава в отношении дефективных детей Совет Народных Комиссаров 10 декабря 1919 года принял постановление «О согласовании функций народных комиссариатов просвещения и здравоохранения в деле воспитания и охраны здоровья дефективных детей». Согласно этому постановлению воспитание и обучение категорий аномальных детей, не подлежащих систематическому лечению, переходило в ведение Народного комиссариата просвещения. Это постановление означало возобновление и дальнейшее развитие нормальной педагогической деятельности училищ для глухих.

Однако на пути развития системы обучения и воспитания детей с недостатками слуха стояли не только проблемы взаимосвязи между различными наркоматами, но и вопросы координации функций между отделами Народного комиссариата просвещения.

Постановление СНК от 10 декабря 1919 года создавало основу для разрешения возникавших организационных вопросов руководства обучением и воспитанием детей с глухотой и недостатками слуха. Это постановление утверждало социалистический гуманизм молодой Советской республики в отношении к аномальным детям, всеобщую государственную заботу в деле приобщения глухих детей к трудовой деятельности через школьное обучение и раннее дошкольное воспитание в целях компенсации и коррекции имеющихся у них недостатков.

Забота об аномальных детях постановлением правительства от 10 декабря 1919 года была возложена в Наркомпросе на отдел охраны детства, который разделился на подотдел социально-правовой охраны несовершеннолетних и подотдел детских домов и коммун. Во втором подотделе было сосредоточено руководство специальными детскими школами для аномальных детей. Его задачи в отношении аномальных детей были сформулированы следующим образом: «Отдел охраны детства организует в тесном контакте с Народным комиссариатом здравоохранения воспитательно-лечебные заведения и для физически дефективных детей». Таким образом, на отдел охраны детства Наркомпроса возлагалась задача лечения, воспитания и обучения аномальных детей.

В годы интервенции и гражданской войны отдел охраны детства (в это время он стал называться отделом социально-правовой охраны несовершеннолетних и дефективных детей (СПОН)) особое внимание уделял беспризорным и аномальным детям. Были созданы детские дома для беспризорных детей и специальные детские дома-школы для аномальных детей, в составе которых были и глухие. Содержание этих учреждений полностью относилось на государственный бюджет.

Особенность специальных детских домов-школ для дефективных детей заключалась в том, что дети учились и воспитывались в отрыве от семьи. Мотивировалось это тем, что в социально-правовой охране должен отражаться взгляд на государство как на опекуна ребенка, руководящего его воспитанием и охраняющего его не только от вредных влияний окружающей социальной среды, но также и от дурной обстановки его семьи. Однако такое положение детских домов-школ изолировало глухих детей от школ для нормальных детей и по существу обусловливало типичные недостатки дореволюционного типа закрытого учебного заведения.

На основании постановления Совета Народных Комиссаров от 10 декабря 1919 года были организованы подотделы охраны детства в губернских, областных (краевых) отделах народного образования и автономных республик, а позднее и в союзных республиках. Деятельность губернских, областных (краевых) подотделов охраны детства автономных и союзных республик сыграла положительную роль в закреплении существующей сети, с одной стороны, а с другой — в создании и развитии новой сети детских домов-школ для глухих детей.

Первые советские научные сурдопедагогические учреждения. Централизация руководства обучением и воспитанием глухих детей в первые годы Советской власти способствовала созданию научных учреждений, занимающихся изучением глухого ребенка и совершенствованием средств и методов его обучения и воспитания. Несмотря на экономические трудности, вызванные гражданской войной и иностранной интервенцией, Советская власть проявляла заботу о развитии науки в первом рабоче-крестьянском государстве.

В 1918 году в Петрограде был организован Центральный научно-практический институт по изучению и обучению глухих; деятельность института осуществлялась в тесном контакте с кафедрой психопатологии и патологии речи Психоневрологической академии. При институте были открыты школа-интернат и детский сад для глухих детей. Учебно-воспитательная работа этой школы строилась по аналогии с массовой школой. Однако срок обучения был более длительным. Это была школа первой ступени с шестилетним курсом обучения, с выделением вспомогательных классов для глухих с легкой и средней дебильностью, а также классов для детей, имеющих остатки слуха и речи (слабослышащих). Для глухих детей, отсталых в умственном развитии, около Петрограда, на станции Сиверская, была организована колония со школой-фермой. Наряду с общеобразовательным обучением учащиеся получали в ней профессиональное обучение по различным видам ремесла: девочки обучались шитью и рукоделиям, мальчики — сапожному, столярному и переплетному делу. В школе-ферме учащиеся также получали навыки сельскохозяйственного труда.

Центральный научно-практический институт в первые годы после Великой Октябрьской социалистической революции являлся центром по подготовке и переподготовке учителей глухих по программам краткосрочных курсов.

В 1920 году в Петрограде возник Отофонетический институт, который занимался изучением детей с недостатками слуха и речи. Как и другие научные учреждения по изучению аномальных детей, Отофонетический институт имел характер научно-клинического учреждения. При нем были созданы специальные лаборатории, кабинеты, амбулатории, где изучали не только глухих детей, но и детей с различными типами логопатии. В институте имелась клиника-стационар на 200 детей, представлявшая собой школу и детский сад со специализированными отделениями.

В 1921 году Центральный научно-практический и Отофонетический институты были объединены под названием Отофонетический институт. Такого же рода научные центры по изучению аномальных детей, в том числе и глухих, создавались в Москве, Киеве, Баку.

Как Центральный институт, так затем и Отофонетический институт много внимания уделяли разделению детей на нормальных и отсталых, при этом нередки были случаи педологических извращений в оценке интеллектуальных возможностей глухих детей. Вследствие такого подхода признанные отсталыми учащиеся получали раннюю профессионализацию без достаточной общеобразовательной подготовки; они помещались в особые классы.

Одновременно с возникновением научно-практических институтов в Петрограде и Москве создавались специальные кафедры по подготовке учителей для специальных школ. Одной из первых была организована кафедра сурдопедагогики в Петрограде (1918 год), руководство которой было поручено профессору Д. В. Фельдбергу, бывшему в то время директором Отофонетического института. Кафедра сурдопедагогики была создана и в Москве. Руководил кафедрой профессор Ф. A. Pay, организатор педагогического коллектива Московского городского института для глухих.

Конференции и съезды по охране детства и борьбе с детской дефективностью. Органы народного образования и здравоохранения направили усилия ученых, врачей и педагогов на борьбу с детской дефективностью. В связи с решением этой задачи был проведен ряд специальных конференций и съездов по охране детства и борьбе с детской дефективностью.

Во второй половине 1918 года был проведен I съезд медико-санитарных отделов Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Руководитель школьно-санитарного отдела В. М. Бонч-Бруевич (Величкина) (1868—1918) в докладе о работе школьно-санитарных отделов указывала на особую важность усиленной борьбы с детской дефективностью. В феврале 1919 года в Москве состоялся организованный Наркоматом социального обеспечения I съезд по охране детства. На нем был остро поставлен вопрос о подготовке квалифицированных кадров дефектологов.

В марте 1919 года состоялся организованный Наркомздравом I Всероссийский съезд по школьной санитарии. На съезде много внимания было уделено дефективному детству, в том числе глухим детям. Постановления I Всероссийского съезда по школьной санитарии о глухих не носили, однако, характера руководящего документа. Решения этого съезда только знакомили врачей и других лиц с возможностями и необходимостью осуществлять обучение глухих детей.

Непосредственное отношение к делу обучения глухих детей и его совершенствованию имел I съезд по борьбе с детской дефективностью, преступностью и беспризорностью, который был организован Народным комиссариатом просвещения в 1920 году. В работе этого представительного съезда принимали участие не только деятели народного образования, но также врачи, юристы, сурдопедагоги.

Открывая съезд, А. И. Елизарова от имени отдела охраны детства Народного комиссариата просвещения ознакомила участников с государственными установками по борьбе с детской дефективностью. Она призывала специалистов отдать все свои силы на борьбу с детской дефективностью, преступностью и беспризорностью.

На этом съезде выступал народный комиссар просвещения А. В. Луначарский. В своем выступлении он обратил внимание делегатов на огромную роль Союза Коммунистической Молодежи в деле воспитания нового, советского человека, в деле борьбы с детской дефективностью. А. В. Луначарский призвал отказаться от старой филантропической позиции в вопросах организации обучения и воспитания аномальных детей, рассматривать его как дело государственной важности. «...Я ожидаю от нынешнего съезда большого освежения для всего дела Наркомпроса, так как задача борьбы с детской дефективностью — это только наиболее яркая и отчетливая задача всего дела Народного комиссариата просвещения, и я, как представитель Наркомпроса, с глубоким интересом отношусь к съезду»,— говорил А. В. Луначарский.

В приветствии съезду основоположника советской литературы А. М. Горького, которое произвело на делегатов большое впечатление, говорилось: «...не мне, профану, говорить людям практики, насколько трудна задача, над которой вы работаете. Будучи знаком с условиями вашей работы, скажу честно, не преувеличивая, что это героический труд... Когда-нибудь из этих дефективных выйдут 25-летние хорошие люди, и когда они отнесутся к вам с чувством родственного восторга при встрече, то выше этого я ничего не могу представить». В приветствии А. М. Горького звучало восторженное отношение к труду педагогов-дефектологов.

Неотложным вопросам дефектологии, главным образом организационным, посвящались доклады Г. И. Россолимо, В. П. Кащенко, П. С. Янковского, Н. М. Лаговского, С. С. Преображенского.

Г. И. Россолимо в то время был профессором Московского университета, одним из тех прогрессивных деятелей, которые с первых лет Советской власти вели активную деятельность по борьбе с детской дефективностью. Доктор В. П. Кащенко входил в состав организационного комитета съезда, был директором медико-педагогической клиники. На съезде он выдвинул ряд общих организационных вопросов дефектологии, среди которых были: 1) об объединяющем центре — организации медико-педагогического совета при Наркомпросе; 2) о подготовке учителей для аномальных детей в системе институтов; 3) о борьбе с детской дошкольной дефективностью.

Вопросам организации обучения глухих посвящался доклад П. С. Янковского. По своему содержанию он был близок выступлению автора в дни Февральской революции 1917 года на совещании учителей и директоров училищ для глухих. В докладе П. С. Янковского содержались, кроме того, рекомендации о создании школ для так называемых «морально дефективных» глухих. Эти необоснованные рекомендации могли нанести большой вред делу обучения и воспитания глухих. Обучение и воспитание глухого ребенка, который в силу своего дефекта отрывается от окружающих (он не понимает их, они не понимают его), естественно, связано с дополнительными трудностями. Однако он не является «морально дефективным». Н. К. Крупская справедливо критиковала тех педагогов, которые пользовались понятием «морально дефективный» ребенок. Она указывала: «Термин «морально дефективный» освободил их (педагогов — Прим. ред.) от всякой ответственности и внутренне и внешне, освободил от необходимости считаться с ребятами, уважать их человеческое достоинство, их личность, учиться подходить к ним, освободил от самого обыкновенного человеческого побуждения помочь слабому».

Доклад П. С. Янковского был недостаточно последовательным в проведении принципиальных позиций строительства новой, советской единой трудовой политехнической школы. Предлагавшаяся П. С. Янковским система ориентировала на обучение крестьянских детей, для которых основным должно стать обучение сельскохозяйственным профессиям в школах, организованных в сельской местности или в уездных городах.

Сурдопедагогов, искавших новых эффективных путей и средств обучения и воспитания, не могло удовлетворить обособление специальной школы от общих принципов «Положения об единой трудовой школе РСФСР». Предложенная от Наркомпроса Н. М. Лаговским система организации воспитания и обучения глухих резко отличалась от той, что излагалась в докладе П. С. Янковского.

Ребенок, оглохший в раннем детстве (не позднее двухлетнего возраста), по плану Наркомпроса должен был поступать в «детскую» группу при детском саде, где ему давались общее развитие и подготовка к. усвоению фонетического звукового состава слова. Второе звено — детский сад, обязанный дать словарь и развить словесную речь ребенка в общении.

Далее следовали школы трех типов:

Первый тип — школа для нормальных глухих детей с нормальной программой обучения звуковому языку без обязательного требования профессиональной подготовки, но с классами творческого ручного труда, имевшими целью развитие сил и способностей для будущей трудовой деятельности.

Второй тип — вспомогательная школа для глухих детей с более слабыми способностями, для которых вводилась пониженная программа обучения звуковому языку, но с обязательной предварительной подготовкой к профессиональному обучению. (Это была не столько вспомогательная школа, сколько школа для подростков, запоздавших с поступлением в школу.)

Третий тип — профессиональная школа. В эту школу должны были поступать все окончившие школы первых двух типов и взрослые, не получившие образования, но способные к труду.

Для способных глухих предлагалось организовать школу второй ступени, а кроме того, и отдельно школу для слабослышащих и позднооглохших. Таким образом, проект Наркомпроса стремился к тому, чтобы школы для глухих детей носили дифференцированный общеобразовательный характер, а не превращались в школы только профессиональной подготовки.

Профессиональную подготовку Н. М. Лаговский выносил за рамки начальной, или, как он ее называл, «общей», школы, рассматривая ее как самостоятельное звено в обучении со своей системой образовательных знаний. Впервые в истории русской школы для глухих в проекте Наркомпроса речь шла о государственной школе, о возможностях плодотворной деятельности учителя в борьбе с детской глухотой и немотой средствами обучения и воспитания.

Учителя школы для глухих, несмотря на трудности, переживавшиеся страной, ощущали дыхание новой жизни и в специальной школе. Школы для глухих были включены в общий государственный бюджет на народное образование, они входили в систему образовательных учреждений Наркомпроса. Благодаря этому, естественно, передовые учителя специальных школ стремились увязывать свою работу с новыми идеями и начинаниями массовой школы.

В решениях съезда содержались и отдельные ошибочные установки (о «морально дефективных» детях). Но не они определяли общие итоги съезда, который намечал в основном верную перспективу строительства советской специальной школы для глухих детей, связанной с общими задачами народного образования.

По-новому на съезде был поставлен и вопрос о подготовке кадров. Съезд решил, что необходима организация особых институтов и факультетов, в которых обслуживающий персонал учреждения для глухих получал бы основательную теоретическую и практическую подготовку по общепедагогическим дисциплинам и методическую по специальности. Это решение в дальнейшем претворялось в практике крупнейших педагогических институтов Москвы, Ленинграда, Киева, Минска, Ташкента, Свердловска.

Из представленных на съезде докладов следует отметить доклад С. С. Преображенского «Постановка медицинского дела в дошкольных учреждениях для глухонемых». Профессор отоларингологии Московского университета С. С. Преображенский (1861—1927), посвятивший более 25 лет изучению детской глухоты и глухонемоты, по-новому освещал вопрос о мерах борьбы с глухонемотой и глухотой у детей дошкольного возраста. Новизна подхода обусловливалась политикой Советской власти в области народного образования. Располагая точными данными исследований состояния уха, горла, носа у глухих дошкольников и учащихся школ глухих, С.С. Преображенский ставил вопрос о необходимости раннего лечения глухоты. Для этого он рекомендовал организовать специальную клинику. В ней он видел эффективное средство борьбы с глухонемотой. В клинику должны приниматься дети самого раннего возраста, у которых обнаружились признаки глухоты. Поступающие в детский сад глухие дети непременно должны пройти через эту клинику и в случае необходимости получить соответствующее лечение. Он считал, что, расширяя борьбу с глухотой и глухонемотой, такая клиника сократит число глухонемых, а качество будущих учеников улучшит. Но организацией клиники не должна исчерпываться забота государства о лечении и предупреждении глухоты. Необходима пропаганда гигиенических знаний среди населения, с тем чтобы родители своевременно направляли в клинику своих детей. Социалистической гуманностью были проникнуты заключительные слова доклада профессора С. С. Преображенского: «Всегда становится больно, когда при исследовании глухонемого убеждаешься, что его несчастье произошло не от неизбежности, а от небрежности родителей или других лиц, неумело или невнимательно отнесшихся к ребенку и преступно упустивших время для лечения»15

Итак, Великая Октябрьская социалистическая революция положила начало новому этапу развития сурдопедагогики и практики обучения и воспитания детей с недостатками слуха. Заботу об их обучении и воспитании брало на себя государство, что свидетельствовало о подлинном гуманизме социалистического общества. В тяжелые годы гражданской войны и иностранной интервенции Советское государство оказывало всяческую поддержку научно-исследовательской деятельности в области дефектологии и всемерно поощряло общественные начинания в борьбе с детской дефективностью, оно открывало реальные перспективы решения проблем обучения и воспитания детей со слуховой дефективностью.

Перед учеными-сурдопедагогами с большой остротой вставала задача разработки системы предупреждения потери слуха профилактическими, лечебными и педагогическими мерами. Начиналась небывалая по своим масштабам работа по борьбе с детской глухотой и немотой; работа эта координировалась Народным комиссариатом просвещения и Народным комиссариатом здравоохранения.

Великая Октябрьская социалистическая революция совершенно по-новому поставила задачи борьбы с детской дефективностью, задачи улучшения условий жизни детей. Советское рабоче-крестьянское правительство приняло все необходимые меры к тому, чтобы облегчить жизнь глухим детям и дать им возможность стать активными участниками строительства социализма.

Вопросы и задание

1. Охарактеризуйте систему обучения и воспитания глухих детей в нашей стране после победы Великой Октябрьской социалистической революции.

2. Какие правительственные документы определили организационные принципы руководства обучением глухих детей?

3. Какие научные учреждения по изучению и обучению детей со слухоречевой дефективностью были созданы в первые годы Советской власти?

4. В чем заключалось значение съездов по охране детства и борьбе с детской дефективностью для развития сурдопедагогики?