Контрольная работа
По дисциплине «Философия»
Для студентов заочной формы обучения (по направлениям бакалавриата)
Пояснительная записка
Контрольно-измерительные материалы по дисциплине «Философия» составлены в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
Самостоятельное освоение философии предполагает понимание ее места и роли в современной системе знаний человеке о мире и обществе, знание структуры и понятийного аппарата философии, умение использовать полученные знания в своей будущей профессии. Итоговый контроль знаний студента производится в форме контрольной работы и экзамена. Экзамен проходит в форме теста. В качестве контрольно-измерительных материалов по дисциплине «философия» предложены варианты заданий контрольной работы и примерные тестовые задания к экзамену. Для самоподготовки представлен список источников учебной литературы.
Контрольная работа
Контрольная работа по философии предполагает подготовку письменных ответов на два теоретических вопроса и письменное выполнение одного практического задания. Подготовка контрольной работы обязательно должна сопровождаться изучением учебных пособий по философии.
Требования к оформлению контрольной работы:
1. Титульный лист должен быть оформлен согласно образцу
2. Ответ по каждому заданию не должен превышать объема 2 страниц печатного текста и должен снабжаться ссылками на использованную литературу. Один теоретический вопрос дается по разделу «Общая философия», второй – «социальная философия». Общий объем контрольной работы 6-7стр.
3. Обязательным является наличие в контрольной работе плана, по теоретическому вопросу - введения, заключения (выводы), списка использованной литературы со всеми исходными данными
4. Контрольная работа сдается на кафедру в печатном виде (каб. 205)
5. Выбор варианта контрольной работы осуществляется согласно первой букве фамилии:
Буква фамилии | Вариант | характер задания: т-теоретический п -практический | Задания |
А, Б | I. | т | Мировоззрение и его формы. Философия – теоретическая основа мировоззрения. Предмет, структура, функции философии. |
т | Глобальные проблемы современности. | ||
п | Построить схему «древнегреческая философия атомизма», указав основные ее достижения и недостатки, сравнив философские взгляды атомистов Демокрита и Эпикура | ||
В, Г | II. | т | Основной вопрос философии (вопрос об отношении сознании я и материи), его уровни и стороны. Идеализм, материализм, их формы. Принцип партийности философии. |
т | Современные теории общественного развития: постиндустриализм, теории информационного общества | ||
п | Построить схему «Философия Платона и Аристотеля. Связь и различие». | ||
Д, Е, Ё | III. | т | Второй вопрос философии (вопрос о развитии). Диалектика и метафизика. |
т | Общественное сознание: понятие, структура, формы | ||
п | Построить таблицу философских понятий:: бытие, реальность, действительность, онтологическая картина мира, онтология, онтологические принципы, меризм, холизм, диалектика. Параметры таблицы: понятие, определение, иллюстрирующий пример или пояснение, источник (литература), откуда взята информация. | ||
Ж, З, И | IV. | т | Особенности античной философии: основные достижения, направленность и характер развития античной философии. |
т | Понятие социальной структуры: классовая теория и теория социальной стратификации | ||
п | Построить в форме таблицы описание разных моделей мира на основе изучения материалов раздела «Сущность и основные формы бытия» учебника по философии (Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 519 с.). При составлении таблицы необходимо учесть такие параметры, как основные представители, основные характеристики, пространственно-временные характеристики, структура бытия, достижения, ограниченность данной концепции / модели мира: 1. мифопоэтическая модель мира; 2. вещественно-субстратная модель мира; 3. субстанциальная модель мира. | ||
К | V. | т | Условия формирования и главные особенности средневековой философии. |
т | Формационный подход к объяснению общества: понятие и структура общественно-экономической формации, понятие базиса и надстройки | ||
п | Написать эссе «Парадокс развития (возникновения нового)», в котором дать оценку попыток его решения в истории философии, указать причины неспособности донаучных форм философии его решить, описать подход научной философии к его решению. Объем эссе не более одной страницы. Жанр эссе должен быть соблюден | ||
Л | VI. | т | Условия формирования и главные особенности философии эпохи Возрождения. |
т | Цивилизационный подход: к объяснению общества: понятие цивилизации, основные теории и их представители, типы цивилизаций | ||
п | Построить схему сравнения социальной философии и известных Вам (не менее пяти) социальных наук. | ||
М | VII. | т | Условия формирования и главные особенности философии Нового времени. |
т | НТР: сущность, принципы и направления в современном обществе. | ||
п | Постройте таблицу ключевых различий в понимании человека и общества философов Средневековья Аврелия Августина и Фомы Аквинского | ||
Н, О, | VIII. | т | Условия формирования и главные особенности немецкой классической философии (И.Кант, Гегель, Л.Фейербах). |
т | Проблема смысла человеческого существования. | ||
п | Построить таблицу сравнительного анализа особенностей понимания человека и общества в античной, средневековой социальной философии и философии Эпохи Возрождения. | ||
П | IX. | т | Предпосылки формирования научной философии. Основные положения философии К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И. Ленина. |
т | Понятие индивида и общества, соотношение родового и индивидуального в человеке. | ||
п | Построить таблицу характеристик «Исторические общности людей (род, племя, народность, нация)» | ||
Р, С | X. | т | Условия формирования , главные особенности и представители современной философии. |
т | Постановка и решение проблемы сущности человека в социальной философии. | ||
п | Построить таблицу сравнительного анализа формационного и цивилизационного подходов к объяснению исторического процесса. | ||
Т, У, Ф | XI. | т | Философия о материи: донаучные (до 19 века) философские концепции материи, научная концепция материи, классификация форм материи и движения (развития), |
т | Философские подходы к пониманию ценностей | ||
п | Найти и откопировать одну статью из любого номера любого философского журнала за 2009 г. (например, «Вопросы философии», «Философские науки»), прочитать и написать отзыв на данную статьюе, в котором отразить свое понимание содержания данной статьи | ||
Х, Ц, Ч | XII. | т | Философия о сознании: донаучные и научная концепции сознания, понятия «Идеальное», «Субъективное», «Отражение» |
т | Философия общества: основные положения и идеи | ||
п | Сделать таблицу определений понятий: мировоззрение, философия, основной вопрос философии, смысл существования, монизм, дуализм, материализм, идеализм, объективный и субъективный идеализм, партийность философии, диалектика, метафизика, мудрость, сущность, закон. Параметры таблицы: понятие, определение, иллюстрирующий пример или пояснение, источник (литература), откуда взята информация. | ||
Ш, Щ, | XIII. | т | Сущность и формы познания |
т | Философские подходы к пониманию истории | ||
п | построить схему соотношения общей и социальной философии | ||
Э, Ю, Я | XIV. | т | Философская диалектика: определение, принципы, законы, категории |
т | Предмет, структура, функции социальной философии. Понятия общественного бытия и общественного сознания | ||
п | Построить таблицу «Уровни логического познания» |