Упражнение 5.

Определите содержание какого понятия шире в каждой из предложенных пар.

Пример. 1. Прокурор. Генеральный прокурор. Понятие «Генеральный прокурор» шире по содержанию, поскольку оно имеет больше признаков.

1. Профессор. Профессор АмГУ. 2. Студент. Студент России. 3. Человек. Человек, которого никто не любит. 4. Письмо. Письмо-приглашение. 5. Девушка. Девушка с гитарой. 6. Разумное существо. Разумное существо, живущее на Марсе. 7.Река, протекающая на территории России. Самая длинная река России. 8. Философ. Немецкий философ.

Упражнение 6.

Определите содержание, объем, подклассы объема, элементы объема в понятиях.

Пример:

1. Смычковый инструмент - объем - инструмент, содержание - смычковый. В целом понятие смычковый инструмент является подклассом класса инструмент.

4.1. Человек, проживший 205 лет. 4.2. Химический элемент. 4.3. Вольтметр. 4.4. Закон Ома. 4.5. Материк. 4.6. Небрежность. 4.7. Парад планет солнечной системы в 1982г. 4.8. Писатель Андрей Платонов. 4.9. Строение. 4.10. Неорганическое вещество.

 

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ 2.(тема понятие).

Отношение между понятиями. Определение понятий.(2ч).

Контрольные вопросы:

Какие понятия называют сравнимыми, а какие несравнимыми?

2.Изобразить на круговых схемах отношения между сравнимыми понятиями и подобрать примеры.

Какова роль понятий в познании?

4.В чем сущность и практическое значение логических операций ограничения и обобщения?

5.Как строится определение через род и видовое отличие?

6.Назвать приемы, заменяющие определение. Привести примеры.

Назвать правила и ошибки определения.

Упражнение 1.

Найдите понятия, равнозначные данным.

Пример:

1. Студент - в отношении равнозначности к понятию студент находится понятие учащийся вуза.

 

11. Курьез. 1.2. Квадрат. 1.3. Феодализм. 1.4. Конституция. 1.5. Первая общественно-экономическая формация. 1.6. Самый большой по населению город России. 1.7. Высшая стадия развития. 1.8. Изваяние. 1.9. Полдень. 1.10. Верховный суд Российской Федерации. 1.11. Декрет.

Упражнение 2.