автомобиля ГАЗ-53А

Гидровакуумный усилитель. Он предназначен для создания дополнительного давления рабочей жидкости в магистрали, идущей к колесным цилиндрам, путем использования разрежения во впускном трубопроводе двигателя.

Чем выше давление в главном цилиндре, тем при большем значении разницы давлений устанавливается равновесное состояние. Так, с помощью усилителя достигают пропорциональности между усилием на педали тормоза и давлением жидкости в колесных цилиндрах, что необходимо для точного регулирования водителем интенсивности торможения.

 

Пневматический тормозной привод

 

Основными составными частями пневматического тормозного привода являются (см. рисунок 18.7) компрессор 5, регулятор давления 4, воздушные баллоны 10, предохранительный клапан 3, тормозной кран 1 и тормозные камеры 2 и 6.

Компрессор. Он представляет собой двухцилиндровый поршневой воздушный насос, приводимый в действие от коленчатого вала двигателя клиноременной передачей. Воздух поступает в компрессор через воздухоочиститель системы питания двигателя, а из компрессора вытесняется в баллоны. Для охлаждения и смазки компрессора его соединяют с соответствующими системами двигателя.

Баллоны и предохранительный клапан. Баллоны, изготовленные из листовой стали, служат для хранения сжатого воздуха. В них воздух охлаждается, от него отделяются влага и масло, поэтому для периодического слива конденсата в баллонах предусмотрен сливной краник.

В соответствии с требованиями безопасности на автомобилях устанавливают баллоны ограниченной вместимости (не более 25 л). Число, баллонов зависит от необходимой их общей вместимости, которая равняется 20 – 25-кратному суммарному объему всех тормозных камер.

Предохранительный клапан предотвращает опасное повышение давления в системе в случае неисправности регулятора давления. Его устанавливают на одном из баллонов. Он представляет собой шариковый клапан, обеспечивающий выпуск воздуха из баллонов в атмосферу при давлении в них 0,90 – 0,95 МПа.

 

 

 

1 – тормозной кран; 2, 6 – тормозные камеры; 3 – предохранительный клапан; 4 – регулятор давления; 5 – компрессор; 7 – кран отбора воздуха; 8 – разобщительный кран: 9 – соединительная головка; 10 – воздушные баллоны

Рисунок 18.7 – Схема пневматического тормозного привода автомобилей МАЗ

 

Тормозной кран. Он служит для регулирования давления в тормозных камерах пропорционально силе нажатия на педаль тормоза. На одиночных автомобилях применяются одинарные тормозные краны. На автомобилях-тягачах, постоянно работающих с прицепами, устанавливают комбинированные тормозные краны, управляющие тормозами тягача и прицепа. Получают применение сдвоенные тормозные краны. Они состоят из двух одинарных кранов, объединенных в одном корпусе и имеющих общий привод от педали тормоза. Каждая секция сдвоенного тормозного крана раздельно управляет тормозами одной пары колес (передних или задних).

Для повышения рабочего давления необходимо увеличить приводную силу, для понижения – уменьшить. В результате этого кран будет находиться в новом равновесном состоянии, соответствующем иному рабочему давлению. Так тормозным краном обеспечивается пропорциональность давления в тормозных камерах усилию, прикладываемому к педали тормоза.

Тормозная камера. Она является последним (исполнительным) звеном пневматического тормозного привода и служит для поворота разжимающего кулака.

 

Стояночная тормозная система

 

Стояночная тормозная система грузовых автомобилей имеет только один тормозной механизм, устанавливаемый на выходных концах вторичного вала коробки передач, ведомого вала раздаточной коробки или ведущего вала главной передачи. Применяют преимущественно колодочные тормозные механизмы барабанного типа.

Распространенная конструкция такого типа изображена на рисунке 18.8. Отлитый из серого чугуна тормозной барабан 2 прикреплен к фланцу вторичного вала коробки передач. Две одинаковые отлитые из алюминиевого сплава колодки 13с фрикционными накладками 1 и стальными опорными сухарями 15 притянуты пружинами 5 и 14 к опорному пальцу 7 и разжимающему кулаку 16 и удерживаются болтами 11 (не препятствующими разжиманию колодок) от боковых смещений. Опорный палец закреплен в задней крышке коробки передач, выполняющей функции базовой детали опорного узла тормоза.

На валу разжимного кулака установлен рычаг 18, к которому присоединена тяга 21 привода тормоза. Рычаг 27 управления тормозом установлен на картере коробки передач. Его фиксацию в определенном положении при торможении осуществляют зубчатый сектор 25 и стопорная защелка 26.

Зазор между барабаном и колодками регулируют изменением длины тяги 21 путем навинчивания на нее или свинчивания вилки 19или перестановкой пальца 22 в одно из отверстий рычага 18.

1 – фрикционная накладка; 2 – тормозной барабан; 3 – задняя крышка коровки передач; 4 – уплотнение;

5 – малая оттяжная пружина колодок; 6 – чека опорного пальца; 7 – опорный палец; 8 , 23 – гайки; 9 – винт; 10 – фланец вторичного вала коробки передач; 11 – болт; 12 – шайба; 13 – колодка; 14 – большая оттяжная пружина колодок; 15 – сухарь колодки; 16 – разжимающий кулак; 17 – щит; 18 – регулировочный рычаг; 19 – вилка;

20 – ушко тяги ручного привода комбинированного тормозного крана; 21 – тяга привода; 22 – палец тяги;

24 – пластина рычага; 25 – зубчатый сектор; 26 – стопорная защелка; 27 – рычаг управления ручным тормозом

Рисунок 18.8 – Стояночный тормоз автомобиля ЗиЛ-130

 

Для затормаживания на стоянке и аварийного торможения на автомобилях МАЗ и КамАЗ использованы тормозные механизмы колес среднего и заднего мостов. С этой целью применены тормозные камеры с пружинным аккумулятором энергии.

 

Контрольные вопросы:

1. Назначение и классификация тормозных систем автомобилей.

2. Общее устройство и принцип работы пневматической тормозной системы.

3. Общее устройство и принцип работы гидравлической тормозной системы.

4. Устройство и принцип работы барабанного тормозного механизма.

5. Устройство и принцип работы дискового тормозного механизма.

6. Области применения различных типов тормозных механизмов и приводов.