Для смазки роликовых подшипников применяют буксол, заполняя пространство между роликами и полость лабиринтного кольца. Количество смазки на одну буксу 1,4 кг.

Поводковые буксы (бесчелюстные) (рис.11.) применяются в бесчелюстных тележках тепловозов 2ТЭ116, ТЭП70 и др. Корпус буксы защищает подшипники и шейку оси от грязи и влаги, и заполнен смазкой буксол для обеспечения нормальной работы подшипников. Стальной, литой корпус имеет два боковых опорных кронштейна для установки пружин рессорного подвешивания тележки и восприятия вертикальной нагрузки.

С рамой тележки корпус буксы соединяется кососимметрично расположенными поводками. В цилиндрическую расточку корпуса буксы до упора в заднюю крышку устанавливаются два роликовых подшипника с дистанционными кольцами между ними. Потолок корпуса буксы выполнен в виде свода параллельного сечения, с увеличенной толщиной в верхней части. Это обеспечивает более равномерное распределение нагрузки на ролики подшипников.

На предподступичную часть оси устанавливается лабиринтное кольцо, которое вместе с задней крышкой образует лабиринтное уплотнение буксы. Внутренние кольца роликовых подшипников удерживаются на шейке оси стопорным кольцом.

В передней крышке монтируется осевой упор качения. Одно кольцо упорного шарикоподшипника устанавливается на торцевой проточке оси, а другое — на упоре крышки.

 

Рис.11. Поводковая букса и поводок тепловоза 2ТЭ116:

а — буксовый узел: 1 — поводок; 2 — лабиринтное кольцо; 3 — стопорный болт; 4 — задняя крышка; 5 — роликовый подшипник; 6— корпус; 7, 8— дистанционные кольца; 9, 11 — стопорные кольца; 10 — кронштейн; 12 — шарикоподшипник; 13 — амортизатор; 14— передняя крышка; 15 — пружина; 16— упор; 17 — коническая пробка; 6 — поводок буксового узла: 1 — полукольцо; 2, 13 — амортизаторы; 3, 12 — резинометаллические втулки; 4 — штифт; 5 — длинный валик; 6 — полукольцо; 7 — корпус; 8 — короткий валик; 9 — кольцо; 10 — резиновый элемент; 11 — шайба

Неисправности буксового узла.

Черный цвет смазки говорит о сильном ее износе и ухудшении качества, а ржавый—о коррозии подшипников. При указанных изменениях цветов смазку необходимо заменить свежей. В правильно собранной и смазанной роликовой буксе во время работы не наблюдается повышенный нагрев, шум и вытекание смазки из корпуса.

При нормальных условиях максимальная рабочая температура буксы в жаркое время не должна превышать температуру окружающей среды более чем на 30°С. О степени нагрева буксы судят на ощупь, прикасаясь рукой к ее корпусу. Если руку можно держать на корпусе буксы продолжи тельное время (более 30 сек), то температура считается в пределах 50—60°С; если руку нельзя держать в течение 2—3 сек, то температура будет около 85—90°С, а то и выше.

Повышенный нагрев буксового роликового подшипника может происходить из-за отсутствия в буксе смазки, переполнения буксы консистентной смазкой, попадания в подшипники песка, металлических частиц, грязи и других посторонних предметов, а также из-за плохого качества смазки и неправильной сборки подшипника или других частей буксового узла.