Краткое содержание оперы.

Действие происходит в Испании в 20-е годы XIX века. Площадь в Севилье перед сигарной фабрикой полна разноликой толпой. Все ожидают обеденного перерыва, когда работницы фабрики выйдут на площадь. Звучит колокол. Вместе с другими девушками появляется и Кармен. Звучит ее выходная ария - Хабанера “У любви, как у пташки, крылья”. Среди солдат караула она замечает Хозе. В знак своей любви Кармен бросает в него цветок и убегает. Хозе в смущении поднимает его.

Приход невесты Хозе Микаэлы заставляет его на время забыть о дерзкой цыганке. И снова Кармен нарушает спокойствие. Среди работниц фабрики возникла ссора, зачинщицей которой оказывается Кармен. Хозе должен препроводить ее в тюрьму. Кармен назначает свидание Хозе в пригородной таверне Лилас Пастья и просит помочь ей бежать. Под влиянием возникшего чувства Хозе нарушает свой долг, и Кармен спасается бегством. За этот проступок Хозе был разжалован в рядовые и заключен в тюрьму.

Второе действие. Отсидев положенный срок, влюбленный Хозе спешит на свидание в загородную таверну Лилас Пастья. Среди собравшихся контрабандистов в таверне и Кармен - их помощница. Вместе с подругами, Фраскитой и Мерседес, она проводит время в песнях и танцах.

По дороге в Севилью в таверну заглядывает тореадор Эскамильо. Он красив, всегда весел, смел и уверен в себе. Звучит его знаменитая выходная ария - Куплеты тореадора. Народ с восторгом повторяет припев куплетов. Тореадор замечает цыганку Кармен и спрашивает ее, может ли она полюбить его. Ответ звучит весьма уклончиво: ей сейчас не до него; она всецело увлечена предстоящей встречей с Хозе.

Темнеет. Контрабандисты уходят на промысел, и таверна пустеет. Появляется Хозе, но радость его встречи с Кармен кратковременна. Военный горн призывает драгуна в казарму на вечернюю поверку. Неявившийся считается дезертиром. Хозе хочет идти, но Кармен не пускает его. Между ними возникает ссора.

Внезапно в таверне появляется капитан Цунига - начальник Хозе, который также надеется на благосклонность Кармен. В порыве ревности Хозе бросается на своего офицера с саблей в руках. Завязывается поединок. Вернувшиеся контрабандисты с трудом разнимают дерущихся. Теперь для Хозе нет возврата к честной жизни солдата. Он остается с Кармен и контрабандистами, чтобы начать новую жизнь, полную тревог и опасностей.

Третье действие этой музыкальной драмы происходит ночью в горах, где контрабандисты устроили привал. Хозе тяготится своим нынешним положением, он мечтает о спокойной жизни крестьянина в своем родном доме. Кармен больше не любит его, разрыв между ними неминуем. Однако страсть Хозе к Кармен по-прежнему сильна.

При свете костра Кармен гадает на картах. Они предсказывают ей и Хозе верную смерть. Кармен знает, что приговор неотвратим.

Внезапно появляется Эскамильо - он спешит на свидание с Кармен. Объятый ревностью, Хозе затевает ссору с тореадором, но поединок останавливает появившаяся Микаэла. Она зовет Хозе к умирающей матери. Хозе уходит с Микаэлой, бросив Кармен на прощание угрожающие слова.

Четвертое действие. Яркий солнечный день. Площадь перед цирком полна народа. Все с нетерпением ожидают начала боя быков. Появляются герои предстоящей корриды во главе с Эскамильо, который к тому времени полностью завладел чувствами Кармен. Подруги Кармен, Фраскита и Мерседес, предупреждают ее о грозящей опасности: в толпе они видели Хозе, который неотступно следит за Кармен. Кармен не слушает их и устремляется в цирк. Путь ей преграждает Хозе. Начинается последняя сцена этой драмы. Хозе умоляет Кармен вернуть ему свою любовь, уйти с ним и начать новую жизнь. Но ответ Кармен неумолим: между ними все кончено.

Драматическое напряжение сцены быстро нарастает, четырежды вторгающиеся праздничные возгласы толпы “Браво! Браво! Победа!” обостряют поединок героев, приводящий к трагической развязке.

Кармен бросает кольцо, которое ей подарил Хозе, и требует, чтобы он пропустил ее: “Убей или дорогу дай! Свободной родилась - свободной и умру!”. В порыве гнева Хозе закалывает Кармен кинжалом. Открываются ворота - все видят Хозе, рыдающего над телом убитой Кармен. “Арестуйте меня. Перед вами ее убийца. Ах, Карменсита дорогая”, - такими словами заканчивается эта кровавая драма, в которой героиня ценой жизни утверждает свое право на свободу чувств.

 

На премьере опера “Кармен” провалилась. Понравились лишь куплеты тореадора Эскамильо. Буржуазная публика было шокирована “безнравственностью” сюжета. Традиционный мотив борьбы чувства и долга в душе главных героев получал здесь совершенно нетрадиционное разрешение. Побеждало чувство, пусть даже ценой гибели главных героев.

Внезапная болезнь сломила композитора, и через три месяца после премьеры Бизе скончался. Композитор прожил неполных 37 лет.

Через два года с оперой познакомился П.И. Чайковский и сразу же оценил ее как шедевр, как эпохальное произведение. “Я убежден, что через 10 лет “Кармен” будет самой популярной оперой в мире”, - писал композитор.

Оперу возобновили через 8 лет после смерти автора, и до настоящего времени она является одной из самых репертуарных опер в мире.

В 1967 году отечественный композитор Р.К. Щедрин создал на основе музыкального материала оперы одноактный балетный спектакль “Кармен сюита”, поставленный А. Алонсо для М.М. Плисецкой.

Существуют многочисленные театральные и кинематографические версии сюжета.


Джузеппе Верди (1813-1901)

 

На рубеже 50-60-х годов XIX века начался расцвет творческих сил Д. Верди - выдающегося итальянского оперного композитора. Позже этот период творчества назовут центральным. Композитор ищет новых сюжетов, новых образов. Их он черпал в произведениях Виктора Гюго, Джорджа Байрона, Вильяма Шекспира, Фридриха Шиллера. Вершиной творчества Верди этих лет явились три оперы: “Риголетто”, “Травиата”, “Трубадур”. Придворный уродец-шут, падшая женщина и нищая цыганка - вот главные герои этих опер. Эти произведения свидетельствовали о стремлении Верди к психологической достоверности, сценичности оперных образов. Ничего подобного история оперного жанра еще не знала.

Музыкальный язык этих опер прост и доступен. Яркие, запоминающиеся мелодии этих опер обеспечили им повсеместное признание у публики.

Сюжетной основой оперы “Риголетто” послужила драма В. Гюго “Король забавляется”. Этот сюжет Верди считал одним из лучших, положенных им на музыку. Текст Гюго при его переработке в оперное либретто подвергся существенным сокращениям, сняты были многие социальные мотивы, изменены время и место действия. Композитора прежде всего интересовала психологическая драма героев. В центре оперы - образ Риголетто - язвительного шута, нежного, глубоко страдающего отца, грозного мстителя. Ему противостоит легкомысленный и развратный Герцог со своими придворными. Душевная чистота и преданность воплощены в образе дочери Риголетто - Джильды.

Либретто оперы написал постоянный либреттист Верди Ф. Пиве. Музыку Верди сочинил за 40 дней. Со дня премьеры, состоявшейся в Венеции в 1851 году, эта опера вызывает неизменный восторженный прием у публики.