Философия и мировоззрение. Функции философии

Первая попытка абстрактно-теоретического объяснения мира, ответа на вопрос: почему, в силу каких причин, под влиянием чего или из чего возникло всё существующее, выразилась в мифологии. И соответственно у людей сформировалась мифологическая картина мироздания. Мифология (от греч. мифос – предание, сказание; логос – слово, понятие, учение) – способ понимания мира, не различающий реальное и иллюзорное; древние сказания о фантастических существах, о делах богов, героев и др.

 

Изучая культуру народов мира, можно заметить, что различные типы культур при всех своих особенностях имеют несомненное мифологическое единство. Миф является универсальным, закономерным, повторяющимся этапом в развитии всех культур. Универсальность мифа в том, что этап мифологического сознания как особого типа мировоззрения, в котором неразделимо сплавлены ценностные и познавательные элементы, прошли все народы.

Мифология, лежащая в основе культуры всех народов мира, стала источником и началом теоретического познания и осмысления мира человеком. Миф является первой формой человеческого сознания, отделившегося от практики. Мифология есть первая изначальная форма теоретического знания, родившегося из практики и вышедшего за её пределы в область теоретического поиска истины, в сферу предфилософского познания мироздания как целого. Но необходимо отметить, что при этом мифология оставалась тесно связанной со всеми сторонами практической деятельности человека. В мифологии наиболее ярко выразилась и органично воплотилась творческая сторона всей человеческой жизнедеятельности, в том числе и производственно–творческой. В мифе творчество выступает одновременно и как сторона опытного познания, и как чисто идеальное, духовное творчество, а позднее и как самосознание человеческого социума. Все эти стороны мифологического творчества были неразрывно связаны между собой, образуя специфику мифологического отображения реальности, при которой самая буйная человеческая фантазия имела, в конечном счёте, вполне реальные земные корни, поскольку она всегда опиралась на практику.

Мифология вообще, а античная мифология в особенности, является отражением человеческой жизни, её потребностей и стремлений, её отношения к настоящему, прошедшему и будущему, её ценностей и идеалов, и вообще всех её материальных и духовных жизненных сил.

Противоречивость мифологического миропонимания обусловила как положительные, так и отрицательные стороны человеческого знания. С одной стороны, в мифе таится большая эвристическая сила, способная просто и убедительно связывать факты в систему, объяснять их, пусть и несколько метафорично, а также предсказывать новые факты той же природы, исходя из веками накопляемого знания, основанного на опыте и непосредственном наблюдении. Однако противоречие, заложенное в фантастической символике мифа, расслоило человеческое сознание и привело к разделению единого Мира на мир реальный, как сферу жизнедеятельности человека, и мир мифический, населенный фантастическими существами, вмешивающимися в человеческую жизнь и влияющими на ход ее развития, но остающимися по ту сторону реального мира.

Мифология есть определенный тип мышления на ранней ступени человеческого развития, а никакое мышление невозможно без обобщения. Мышление всегда находится в единстве с языком, а всякое слово тоже есть некоторое обобщение – теоретический синтез в общем понятии разрозненных конкретных явлений окружающего мира. Одно из определений мифа по–гречески означает «слово» (логос). Следовательно, миф есть некоторое абстрактно–теоретическое обобщение, и те живые существа, о которых повествует мифология, также являются тем или иным обобщением конкретных сил окружающей человека природы.

Мифология и первоначальное абстрактное мышление в первобытные времена существуют нераздельно, пронизывают друг дуга, но по своей природе совершенно различны: миф всё одушевляет, абстрактное, рациональное мышление, в противовес, стремится найти в окружающей природе прежде всего логические, научные закономерности и саму человеческую практику, оно стремится осознать, разумно направить и технически усовершенствовать.

Таким образом, мифология, возникшая в ответ на потребность человека в целостном восприятии и осмыслении Мира, в конечном счёте, разорвала этот единый целостный мир и пришла к отрицанию самой себя.

Мифология решает проблемы происхождения и развития мира, исходя из него самого. Именно поэтому философские традиции, основанные на мифологии и напрямую выросшие из неё, минуя стадию чистого религиозного мировоззрения, являются разносторонними, оригинальными и самобытными, лишёнными догматизма и фатализма, дающими человеку целостное философское миропонимание. Классическим примером такой философской традиции является греческая философия, выросшая из мифологии и долгое время сосуществующая и развивающаяся с ней. Этот симбиоз выразился, в частности, в развитии индивидуального мифотворчества, которое дало мощный толчок развитию античной литературы, да и всей античной культуры в целом. В то же время, творения Гомера и Гесиода оказали огромное влияние на развитие космогонических концепций и, в конечном счёте, на развитие самой философии.

В мифическом мире человек не отделял себя от окружающей природы, напротив, он одушевлял мир, очеловечивал его. Самые древние мифы описывают происхождение космоса по аналогии с биологическим рождением. У индейцев это было брачное сочетание неба и земли. В воображении древних китайцев из бесформенного мрака родились две силы, упорядочившие мир: дух «янь» стал управлять небом, а женский «инь» – землей. Из рамок мифологического миропонимания выросли как философские, так и религиозные мировоззрения.

Мировоззрение как совокупность взглядов, оценок, принципов, лежащих в основе общих представлений о мире, месте человека в нем, жизненных позициях, программах и нормах поведения людей, включает следующие основные компоненты:

а) познавательный – обобщенные знания о мире и человеке;

б) ценностно-нормативный – идеалы, ценности, убеждения, нормы, определяющие жизненную позицию человека;

в) морально-волевой – система личностных установок и ориентаций, формирующих готовность к определенному действию;

г) практический – деятельность по реализации знаний, убеждений, установок, ценностных ориентаций.

В каждом конкретном обществе существуют различные формы мировоззрения, но ведущей является та из них, которая дает обществу наиболее значимые для него нормы, идеалы, ценности, стандарты поведения, обеспечивая тем самым духовные основы жизнедеятельности людей. Ведущими формами мировоззрения являются:

а) мифологическое – основанное на мифе, в котором обозначены закономерности, образцы поведения, правила, соответствующие сакральному порядку. Все происходящие события осмысливаются через сакральное, последнее же подкрепляется табу, обычаем или ритуалом. Мифологическое мировоззрение нацелено на защиту сообщества людей от внутренних и внешних угроз. Включает множество запретов, предписаний, табу для типичных ситуаций. Предполагает принцип единства мира и включенность человека в это единство;

б) религиозное мировоззрение основывается на принципе служения трансцендентному началу – божеству, поддержании установленного им порядка, зафиксированного в заповедях, догматах, религиозных добродетелях. Основные характеристики мира выводятся из воли Бога. Основными религиозными добродетелями считаются смирение, послушание, служение, богобоязненность, богопочитание. Главные пороки человека – гордыня, проявление индивидуализма. В религиозном взгляде на мир формируются зачатки нетерпимости к иным мировоззрениям. Выражается она, с одной стороны, в стремлении обратить всех в свою «истинную» веру, с другой – в агрессивной защите последней (и своего мировоззрения) от экспансии «неистинной» веры;

в) идеологическое мировоззрение основывается, прежде всего, на политических интересах; противостоянии другим взглядам на мир; стремлении добиться победы над идеологическим противником. В основе выбора образа действия, поступка и его оценки часто лежит партийность как требование какого–либо политического сообщества, нередко воинственность. Вместе с тем для этого мировоззрения характерен рост внимания к научным знаниям. Религиозное служение замещается концепцией экономического роста;

г) философское мировоззрение формируется философией как системой знаний об общем. Философия формирует у человека не мироощущение, не мировосприятие и не миропредставление, а миропонимание, которое основывается не только на чувствах, образах и здравом смысле, но, прежде всего, на рационально–теоретическом знании. В этом смысле можно утверждать, что философское мировоззрение есть теоретическое мировоззрение.

Мировоззрение – это система взглядов на мир как целое, на человека и его отношение к миру. Мировоззрение может быть обыденным и теоретическим. Обыденное мировоззрение – это такая система взглядов, которая формируется на основе знаний, полученных из обыденной жизни в результате повседневной практической деятельности людей. Теоретическое мировоззрение – это обобщенная, упорядоченная, логически построенная система взглядов с целью объяснения сущности мира, человека и его отношения к миру. Философское мировоззрение определяется характером её предмета. Как мы отмечали, предметом философии является мир как целое, человек и его отношение к миру с точки зрения всеобщих свойств, связей, закономерностей. И, следовательно, основу мировоззрения составляет философия. Философия – это теоретическое ядро любого мировоззрения.

Всякая философия является мировоззрением, т. е. совокупностью наиболее общих взглядов на мир и место в нем человека. Однако это вовсе не означает, что всякое мировоззрение является также философией. Понятие «мировоззрение» шире понятия «философия». Это означает, что первое включает в себя второе. Подобно тому, как понятие «плод» подразумевает, например, не только яблоко, но и грушу, вишню и т. д., так и понятие «мировоззрение» нельзя свести только к философии. Оно включает в себя и другие виды мировоззрения – мифологическое, художественное, религиозное и т.д.

Другой аспект этого вопроса связан с рассмотрением различных уровней отражения действительности. Мировоззрение и философия есть результат отражения мира, но глубина этого отражения может быть различной. Первый элементарный вид отражения происходит на уровне ощущений. Применительно к мировоззрению он связан с мироощущением или миросозерцанием. Здесь фиксируются лишь отдельные, внешние проявления бытия, мир явлений, а не сущностей. Следующие по глубине уровни отражения в этом плане – мировосприятие и миропредставление. Здесь создается уже цельная картина мира, обозначается взаимосвязь процессов и явлений, происходит фиксация их тождества и различия. Однако на этом уровне мировоззрение ограничено больше чувственным опытом, нежели рациональным мышлением, здесь чувства и рассудок еще преобладают над разумом. И только тогда, когда происходит отражение посредством понятий, формируется мировоззрение, способное вскрыть закономерности и сущность явлений и процессов. Понятийное отражение – это самый глубинный уровень отражения, связанный с абстрактным мышлением и теоретическим познанием. Мировоззрение на этом уровне можно назвать миропониманием. Именно его и представляет философия. Таким образом, философия – это высший уровень и вид мировоззрения, это теоретически оформленное, системно–рациональное мировоззрение. Она по самой своей сути призвана вскрывать рациональный смысл и всеобщие закономерности существования и развития мира и человека.

Наконец, отметим еще один – исторический аспект разграничения философии и мировоззрения. Речь идет о том, что философия – это самый поздний в историческом плане вид мировоззрения, возникший после мифа и религии. В связи с этим следует сказать, что общество уже обходилось и может обойтись и без основанной на разуме и мышлении философии, но тогда на ее место автоматически заступает мировоззрение, представляющее или мифологическое мироощущение, или религиозное миропредставление, основанное на вере в сверхъестественные силы. История дает этому самые убедительные доказательства.

Основными уровнями мировоззрения принято считать:

· миропонимание;

· мировосприятие;

· мироотношение.

Миропонимание, или картина мира, – это интеллектуаль­ная составляющая мировоззрения. Когда говорят о мировоз­зренческих парадигмах, стилях мышления, имеют в виду именно данный уровень мировоззрения. Содержание миропонимания определяется в зависимости от того, говорим мы о концепту­альном, теоретическом или жизненно–практическом уровне мировоззрения. Миропонимание на уровне обыденного созна­ния или здравого смысла основывается на повседневных эмпирических знаниях и порой оказывается неадекватным. Ми­ропонимание на теоретическом уровне представлено научны­ми, философскими, религиозными идеями.

Мировосприятие – это эмоционально–чувственная состав­ляющая мировоззрения. Содержание мировосприятия определяют эмоциональные предпочтения, верования, психологические представления человека о мире и своем месте в нем.

На основе миропонимания и мировосприятия формируется третий компонент мировоззрения – мироотношение. Мироотношение, или концепция практических действий, – это сово­купность ценностных установок человека, его убеждений, оп­ределяющих позицию по тем или иным жизненно важным вопросам, его готовность к определенному типу действий и способам достижения целей. Соотношение философии и мировоззрения можно сформулировать так: философия – это система основополагающих идей в составе мировоззрения человека и общества.

Специфика философских знаний определяет и характер функций философии, ее место и роль в духовной жизни общества. К числу важнейших общественных функций относится мировоззренческая функция философии. Каждая специальная наука связана с мировоззрением и вносит свой вклад в формирование мировоззрения в той мере, в какой она раскрывает то общее, что присуще рассматриваемым явлениям. Что касается философии, то именно она дает общий взгляд на мир, устанавливая общие принципы и закономерности его проявления. Если частные науки расчленяют окружающую действительность на узкие сферы рассмотрения, то философия ставит своей задачей изучение мира в его целостности, взаимосвязанности и взаимообусловленности. Философия рассматривает сущность человека с учетом всеобщей взаимосвязи явлений мира, касаясь всех сторон его жизнедеятельности; она изучает общие законы исторического развития, динамику общественных явлений, движущие силы общественного прогресса; рассматривает общий характер отношений человека к миру, связанные с познанием и преобразованием мира. И, именно, поэтому философия составляет основу мировоззрения и в этом ее главная мировоззренческая функция.

Не менее важной функцией философии является методологическая функция. Методология буквально означает учение о методах. В современном понимании методология является системой определённых способов, приёмов, положений, используемых в осмыслении и моделировании в различных сферах деятельности, а также способов и приёмов организации научной деятельности. Методологическая функция философии проявляется в двух основных аспектах:

- во-первых, философия выявляет смысл научной деятельности и ее взаимоотношений с другими сферами деятельности, т. е. рассматривает науку с точки зрения практики, общества, культуры, человека. Кроме того, философские положения и выводы составляют общую методологическую основу для исследований в специальных науках;

- во-вторых, философское учение дает общую методологию к практической преобразующей действительности людей, стимулирующей духовное развитие общества.

Философия играет важную воспитательную роль, значительно способствуя духовному развитию личности. Она приобщает ее к общей человеческой культуре; формирует и развивает основы, навыки и культуру теоретического мышления, теоретического осмысления действительности.

Как особая форма общественного сознания философия выполняет эпистемологическую функцию, т. е. функцию отражения фрагментов действительности. Формируется особое видение действительности сквозь призму общих свойств и закономерностей, когда явление рассматривается с точки зрения всеобщей взаимосвязи, с учетом его места и роли в данной взаимосвязи, проявление единичного в общем, и общего через единичное.

Философия как теоретическое осмысление действительности выполняет и эвристическую функцию, функцию производства новых знаний.

 

Следует также выделить и прогностическую функцию философии, формулировку в ее рамках гипотез об общих тенденциях развития материи и сознания, человека и мира. При этом степень вероятности прогноза, естественно, будет тем выше, чем больше философия опирается на науку.

Критическая функция философии распространяется не только на другие дисциплины, но и на саму философию. Принцип «подвергай все сомнению», со времен античности проповедуемый многими философами, как раз и свидетельствует о важности критического подхода и наличия определенной доли скепсиса по отношению к существующему знанию и социокультурным ценностям. При этом необходимо подчеркнуть, что положительное значение имеет лишь конструктивная критика, а не абстрактный нигилизм.

С критической функцией философии тесно связана и ее аксиологическая функция (от греч. axios – ценный). Любая философская система содержит в себе момент оценки исследуемого объекта с точки зрения самих различных ценностей: социальных, нравственных, эстетических, идеологических и т. п. Особенно остро эта функция проявляется в переходные периоды общественного развития, когда возникает проблема выбора пути движения и встает вопрос о том, что следует отбросить, а что сохранить из старых ценностей.

Социальная функция философии является довольно многоплановой по своему содержанию и охватывает различные аспекты общественной жизни: философия призвана выполнить двуединую задачу – объяснять социальное бытие и способствовать его материальному и духовному изменению. При этом следует помнить, что в общественной жизни социальные изменения, эксперименты и реформы имеют особую ценность и значение. Поэтому прежде чем пытаться изменить социальный мир, нужно предварительно его хорошо объяснить. Именно философии принадлежит прерогатива в разработке всеобъемлющих концепций интеграции и консолидации человеческого общества. Ее задача – помочь осознать и сформулировать коллективные цели и направить усилия на организацию коллективных действий по их достижению. При этом степень жизненности философской концепции определяется тем, насколько каждый индивид может ее понять и принять. Следовательно, несмотря на свой всеобъемлющий характер, философия должна быть адресована каждому человеку.

С социальной функцией тесно связана функция философии, которую называют гуманистической. Речь идет о том, что философия должна играть адаптационную и жизнеутверждающую роль для каждого индивида, способствовать формированию гуманистических ценностей и идеалов, утверждению позитивного смысла и цели жизни. Она, таким образом, призвана осуществлять функцию интеллектуальной терапии, которая особенно важна в периоды нестабильного состояния общества, когда прежние кумиры и идеалы исчезают, а новые не успевают сформироваться или завоевать авторитет; когда человеческое существование находится в «пограничной ситуации», на грани бытия и небытия, и каждый должен делать свой нелегкий выбор.

И именно эта функция, на взгляд многих учёных, сегодня особенно актуальна. В связи с этим В. Франкл создал теорию, которая смогла помочь миллионам людей – логотерапию (от греч. logos – смысл, и therapeia – лечение). Ее задача состоит в том, чтобы «справляться с теми страданиями, которые вызваны философскими проблемами, поставленными перед человеком жизнью». Название теории образовано по аналогии с психотерапией. Однако ученый ставит логотерапию гораздо выше по своему значению, ибо человек, по его мнению, – это больше чем психика, это дух, который и призвана лечить философия.

Следует подчеркнуть, что все функции философии диалектически взаимосвязаны. Каждая из них предполагает остальные и, так или иначе, включает их. Нельзя разорвать, например, мировоззренческую и методологическую, методологическую и гносеологическую, социальную и гуманитарную и т. д. функции. И вместе с тем только через их целостное единство проявляется специфика и сущность философского знания.