РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ
Для характеристики эффективности применяемых ресурсов и текущих затрат на туристском предприятии используется рентабельность— показатель, отражающий уровень прибыльности относительно определенной базы.
Предприятие рентабельно, если суммы выручки от реализации продукта достаточны не только для покрытия затрат, но и для образования прибыли. Различают общую рентабельность и рентабельность реализованной продукции.
Общая рентабельность характеризует эффективность производственно-хозяйственной (коммерческой) деятельности предприятия и определяется по формуле:
где Пб — общая сумма балансовой прибыли;
Ф — среднегодовая стоимость основных фондов, нематериальных активов и.материальных оборотных средств.
Абсолютный прирост общей рентабельности равен:
На абсолютный прирост общей рентабельности влияют изменение балансовой прибыли и изменение стоимости основных фондов и оборотных средств.
Рассмотрим изменение балансовой прибыли за счет изменения общей рентабельности, основных фондов и оборотных средств. Эти показатели тесно связаны между собой.
Рентабельность реализованной продукции отражает эффективность использования текущих затрат (в отличие от показателя общей рентабельности, характеризующего эффективность авансированного капитала) и исчисляется как отношение прибыли от реализации продукции к полной себестоимости этой продукции:
где Прп — прибыль от реализации продукции,
С — полная себестоимость реализованной продукции.
Для определения размера прибыли на рубль реализации рентабельность реализованной продукции определяется по формуле:
где ЧП — чистая прибыль;
Р — выручка от реализации продукции.
Показатель рентабельности реализованной продукции детализирует общий показатель рентабельности. Анализ этих показателей дает наиболее точный результат об эффективности работы предприятия и его финансовых результатах.
Рентабельность продаж (Rnp) рассчитывается как отношение прибыли от реализации продукции к выручке от ее реализации и показывает долю прибыли в общем объеме выручки:
В странах с рыночной экономикой в качестве одного из основных показателей рентабельности определяется рентабельность капитала. Для микроуровня экономической деятельности (предприятия) в условиях рыночной экономики основной целью является ■ получение не просто прибыли, а определенной массы прибыли на вложенный капитал.
Рентабельность суммарного капитала (RCK) рассчитывается следующим образом:
где СК — суммарный капитал (совокупность активов).
Рентабельность текущих активов (/?та) можно найти по формуле:
где ТА — средняя величина текущих активов.
Рентабельность акционерного (собственного) капитала (РСК) определяется следующим образом:
где СК — собственный капитал.
Рентабельность чистых активов (РЧА) рекомендуется рассчитывать по следующей формуле:
где П — прибыль до выплаты процентов за кредит и налогов;
ЧА — чистые активы.
Чистые активы предприятия определяются следующим образом:
где ОК — основной капитал;
ТА — текущие активы;
ТО — текущие обязательства.
Рентабельность вложенного капитала (РБК) — это основной показатель эффективности деятельности предприятия с точки зрения привлеченных фондов, рассчитывается по формуле:
где П — прибыль до выплаты налогов;
ВК — вложенный капитал.
Величина вложенного капитала — это общая сумма вложенных в предприятие средств, состоящая из средств акционеров и заемного капитала, то есть долг фирмы инвесторам и кредиторам.
Рентабельность чистых активов отличается от показателя рентабельности вложенного капитала использованием при расчетах прибыли до выплаты процентов и налогов, а не прибыли до выплаты налогов.
Отнесение прибыли к стоимости основных фондов, функционирующих на предприятии, позволяет оценить эффективность их использования — рентабельность основных фондов (РОФ):
где ОФ — среднегодовая стоимость основных фондов.
Рентабельность оборотных средств (РОС) рассчитывается по формуле:
где ОС — среднегодовая сумма оборотных средств.
Рентабельность фонда зарплаты (РФЗП) определяется как отношение прибыли к фонду заработной платы:
где ФЗП — фонд заработной платы.
Рентабельность совокупных ресурсов (Рс.р.) рассчитывается по формуле:
Данный показатель характеризует величину прибыли на единицу стоимости совокупных ресурсов.
Рентабельность затрат (РЗ) определяется следующим образом:
где Прп — прибыль от реализации продукции,
Зпост — постоянные затраты,
Зпер — переменные затраты.
Рентабельность инвестиций (РИ) рассчитывается по формуле:
где процент — процент по займам и кредитам,
ДО — долгосрочные обязательства..
2. Порог рентабельности и запас финансовой прочности
туристского предприятия
Механизм управления прибылью туристского предприятия предполагает определение «порога рентабельности» (критической точки, точки безубыточности, точки самоокупаемости, точки перелома, точки разрыва и т. д.). В экономической литературе дано следующее определение этого понятия. Порог рентабельности — это такая выручка от реализации, при которой предприятие уже не имеет убытков, но еще не имеет прибылей.
Порог рентабельности рассчитывают в ходе проверочных расчетов, когда постоянные затраты и объем продаж в исходном варианте уже определены. Порог рентабельности — это объем продаж, соответствующий моменту прохождения точки окупаемости постоянных затрат, когда валовой маржи хватает только на их покрытие, а прибыль еще отсутствует:
где ПР — порог рентабельности.
Отсюда объем продаж в натуральном выражении, ниже которого продажи убытоны, равен:
где Опорог. — пороговый объем продаж,
Цр— цена реализации,
Цед — цена единицы туристского продукта,
Зпер.ед — переменные затраты на единицу туристского продукта.
Приведенные формулы используются для расчета в том случае, когда туристское предприятие продает единственный туристский продукт, что на практике происходит довольно редко. В общем случае расчет порогового объема продаж конкретного продукта осуществляется с учетом сложившегося или планируемого его удельного веса в общей выручке от реализации на основе «вменения» ему соответствующей доли постоянных затрат.
Если предполагается продавать несколько туристских продуктов, то пороговый объем продаж конкретного туристского продукта определяется по следующей формуле:
где Кпорог. — пороговое количество туристского продукта,
УВ1 — удельный вес туристского продукта №1 в общей выручке от реализации, %,
Ц1 — цена туристского продукта №1,
3nep1 — переменные затраты на единицу туристского продукта №1.
После прохождения порога рентабельности каждая очередная проданная единица продукта начинает приносить прибыль в размере удельной валовой маржи, и масса прибыли выражается произведением:
где КПпр — количество продаж после прохождения порога рентабельности,
КП — общее количество продаж.