РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ

Для характеристики эффективности применяемых ресурсов и текущих затрат на туристском предприятии используется рента­бельность— показатель, отражающий уровень прибыльности относительно определенной базы.

Предприятие рентабельно, если суммы выручки от реализации продукта достаточны не только для покрытия затрат, но и для об­разования прибыли. Различают общую рентабельность и рента­бельность реализованной продукции.

Общая рентабельность характеризует эффективность произ­водственно-хозяйственной (коммерческой) деятельности предпри­ятия и определяется по формуле:

где Пб — общая сумма балансовой прибыли;

Ф — среднегодовая стоимость основных фондов, нематериальных активов и.матери­альных оборотных средств.

Абсолютный прирост общей рентабельности равен:

На абсолютный прирост общей рентабельности влияют изме­нение балансовой прибыли и изменение стоимости основных фон­дов и оборотных средств.

Рассмотрим изменение балансовой прибыли за счет измене­ния общей рентабельности, основных фондов и оборотных средств. Эти показатели тесно связаны между собой.

Рентабельность реализованной продукции отражает эф­фективность использования текущих затрат (в отличие от показа­теля общей рентабельности, характеризующего эффективность авансированного капитала) и исчисляется как отношение прибы­ли от реализации продукции к полной себестоимости этой про­дукции:

где Прп — прибыль от реализации продукции,

С — полная себе­стоимость реализованной продукции.

Для определения размера прибыли на рубль реализации рен­табельность реализованной продукции определяется по формуле:

где ЧП — чистая прибыль;

Р — выручка от реализации продук­ции.

Показатель рентабельности реализованной продукции детали­зирует общий показатель рентабельности. Анализ этих показате­лей дает наиболее точный результат об эффективности работы предприятия и его финансовых результатах.

Рентабельность продаж (Rnp) рассчитывается как отношение прибыли от реализации продукции к выручке от ее реализации и показывает долю прибыли в общем объеме выручки:

В странах с рыночной экономикой в качестве одного из основ­ных показателей рентабельности определяется рентабельность ка­питала. Для микроуровня экономической деятельности (предприя­тия) в условиях рыночной экономики основной целью является ■ получение не просто прибыли, а определенной массы прибыли на вложенный капитал.

Рентабельность суммарного капитала (RCK) рассчитывает­ся следующим образом:

где СК — суммарный капитал (совокупность активов).

Рентабельность текущих активов (/?та) можно найти по формуле:

где ТА — средняя величина текущих активов.

Рентабельность акционерного (собственного) капитала (РСК) определяется следующим образом:

где СК — собственный капитал.

Рентабельность чистых активов (РЧА) рекомендуется рас­считывать по следующей формуле:

где П — прибыль до выплаты процентов за кредит и налогов;

ЧА — чистые активы.

Чистые активы предприятия определяются следующим образом:

где ОК — основной капитал;

ТА — текущие активы;

ТО — теку­щие обязательства.

Рентабельность вложенного капитала (РБК) — это основ­ной показатель эффективности деятельности предприятия с точки зрения привлеченных фондов, рассчитывается по формуле:

 
 

 

 


где П — прибыль до выплаты налогов;

ВК — вложенный капитал.

Величина вложенного капитала — это общая сумма вложен­ных в предприятие средств, состоящая из средств акционеров и заемного капитала, то есть долг фирмы инвесторам и кредиторам.

Рентабельность чистых активов отличается от показателя рен­табельности вложенного капитала использованием при расчетах прибыли до выплаты процентов и налогов, а не прибыли до вы­платы налогов.

Отнесение прибыли к стоимости основных фондов, функцио­нирующих на предприятии, позволяет оценить эффективность их использования — рентабельность основных фондов (РОФ):

где ОФ — среднегодовая стоимость основных фондов.

Рентабельность оборотных средств (РОС) рассчитывается по формуле:

где ОС — среднегодовая сумма оборотных средств.

Рентабельность фонда зарплаты (РФЗП) определяется как отношение прибыли к фонду заработной платы:

где ФЗП — фонд заработной платы.

Рентабельность совокупных ресурсов с.р.) рассчитывается по формуле:

 
 

 


Данный показатель характеризует величину прибыли на еди­ницу стоимости совокупных ресурсов.

Рентабельность затрат (РЗ) определяется следующим обра­зом:

где Прп — прибыль от реализации продукции,

Зпост — постоянные затраты,

Зпер — переменные затраты.

Рентабельность инвестиций (РИ) рассчитывается по формуле:

где процент — процент по займам и кредитам,

ДО — долгосроч­ные обязательства..

2. Порог рентабельности и запас финансовой прочности

туристского предприятия

Механизм управления прибылью туристского предприятия предполагает определение «порога рентабельности» (критической точки, точки безубыточности, точки самоокупаемости, точки пере­лома, точки разрыва и т. д.). В экономической литературе дано следующее определение этого понятия. Порог рентабельности — это такая выручка от реализации, при которой предприятие уже не имеет убытков, но еще не имеет прибылей.

Порог рентабельности рассчитывают в ходе проверочных рас­четов, когда постоянные затраты и объем продаж в исходном ва­рианте уже определены. Порог рентабельности — это объем про­даж, соответствующий моменту прохождения точки окупаемости постоянных затрат, когда валовой маржи хватает только на их по­крытие, а прибыль еще отсутствует:

где ПР — порог рентабельности.

Отсюда объем продаж в натуральном выражении, ниже кото­рого продажи убытоны, равен:

 
 

 


где Опорог. — пороговый объем продаж,

Цр— цена реализации,

Цед — цена единицы туристского продукта,

Зпер.ед — перемен­ные затраты на единицу туристского продукта.

Приведенные формулы используются для расчета в том слу­чае, когда туристское предприятие продает единственный турист­ский продукт, что на практике происходит довольно редко. В общем случае расчет порогового объема продаж конкретного про­дукта осуществляется с учетом сложившегося или планируемого его удельного веса в общей выручке от реализации на основе «вменения» ему соответствующей доли постоянных затрат.

Если предполагается продавать несколько туристских продук­тов, то пороговый объем продаж конкретного туристского продукта определяется по следующей формуле:

 
 

 

 


где Кпорог. — пороговое количество туристского продукта,

УВ1 — удельный вес туристского продукта №1 в общей выручке от реа­лизации, %,

Ц1 — цена туристского продукта №1,

3nep1 — пере­менные затраты на единицу туристского продукта №1.

После прохождения порога рентабельности каждая очередная проданная единица продукта начинает приносить прибыль в раз­мере удельной валовой маржи, и масса прибыли выражается про­изведением:

 
 

 

 


где КПпр — количество продаж после прохождения порога рентабельности,

КП — общее количество продаж.