Введение
И С Т О Р И Я
Методические указания
для подготовки к семинарским занятиям
для студентов факультетов ветеринарной медицины и биотехнологии
Троицк, 2010
ББК 63.3 (2)
Утверждено
на заседании кафедры профессионального обучения, истории и философии (протокол № 14 от 26.05.2001 г.)
Зав. кафедрой, профессор Хазимухаметова И.Ф.
Рекомендовано
к изданию методической комиссией факультета биотехнологии
(протокол № 7 от 10.06.2010 г.)
Рассмотрены, одобрены и рекомендованы к изданию методической комиссией факультета ветеринарной медицины УГАВМ (протокол № __ от _________2010 г.)
Председатель методической комиссии Мифтахутдинов Н.Т.
Декан факультета ветеринарной медицины Сиренко С.В.
Рецензент:
И.В. Ульянов, к.и.н., заведующий кафедрой истории ТФ ЧелГУ
Составители: Е.Д. Королёва, Е.Г. Подгайко
История: Методические указания для подготовки к семинарским занятиям / Сост. Е.Д. Королёва, Е.Г. Подгайко. – Троицк, 2010. – 44 с.
Методические указания содержат планы семинарских занятий, основные понятия, темы сообщений, вопросы для самоконтроля, список литературы (основной и дополнительной), а также указания для подготовки к семинарским занятиям.
Предназначены для студентов факультетов ветеринарной медицины и биотехнологии.
© ФГОУ ВПО «Уральская государственная академия ветеринарной медицины»
Содержание
Введение............................................................................................................................. 3
Общие методические указания для подготовки к семинарским занятиям....................6
Методические указания для подготовки к семинарским занятиям по темам:
Тема I. Введение в курс отечественной истории.............................................................7
Тема 2. Древнерусское государство в IX – начале XIII вв. ............................................8
Тема 3. Русские земли в XIII–XV вв. Русь и Золотая Орда..........................................15
Тема 4. От позднего Средневековья к Новому времени.
Вторая половина XV–XVII вв. .........................................................................19
Тема 5. Российская империя: этапы модернизации. XVIII–XIX вв. ….......................26
Тема 6. Внешняя политика России в XIX – начале XX вв. .......................................30
Тема 7. Революции в России. 1905–1917 гг. . .................................................................32
Тема 8. Советское государство в конце 1920–1930-х гг. ... ...........................................34
Тема 9. СССР в середине 1950 – начале 1980-х гг. ........................................................38
Основная литература.........................................................................................................40
Примерные экзаменационные вопросы .........................................................................41
Введение
Место учебной дисциплины в учебном процессе
и ее значение в формировании специалиста
Дисциплина «Отечественная история» относится к базовым дисциплинам цикла «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины», изучаемым на первом курсе. Она обеспечивает основы последующей гуманитарной подготовки студентов – будущих ветеринаров и биотехнологов.
Цель учебной дисциплины
Цель изучения дисциплины «Отечественная история» заключается в приобретении студентами знаний по истории России с древнейших времен до наших дней, формировании научного мировоззрения и основ исторического мышления, воспитании гражданственности и патриотизма у студентов.
Задачи учебной дисциплины
Основные задачи дисциплины «Отечественная история»:
- дать студентам представление об основных этапах и содержании исторического процесса в России;
- показать органическую взаимосвязь российской и мировой истории;
- проанализировать общее и особенное в отечественной истории;
- определить место российской цивилизации во всемирно-историческом процессе;
- познакомить студентов с основами отечественной и мировой историографии и современными тенденциями в их развитии.
Требования к уровню подготовки студентов
В результате изучения дисциплины студенты должны овладеть:
знаниями:
- об истории как науке, ее месте в системе гуманитарного знания;
- о важнейших отраслях, научных школах, направлениях, концепциях исторического знания;
- об источниках исторического знания и приемах работы с ними;
- об основных этапах в истории человечества, России и их хронологии;
- об особенностях развития отечественной истории;
- о месте и роли России во всемирной истории;
- об основных исторических фактах отечественной истории: датах, событиях, именах.
умениями и навыками:
- владения основами исторического мышления, основными историческими понятиями;
- выражения и обоснования своей позиции по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому своего Отечества;
- выявления причинно-следственных связей в историческом процессе;
- соотнесения действий масс и исторических деятелей с теми условиями, которые существовали в тот или иной период;
- владения связной, логически грамотной речью на основе исторического мышления, выступления на семинарских занятиях с устными сообщениями и докладами по изучаемым проблемам;
- подготовки и оформления реферата, самостоятельной аналитической работы на основе изучения исторических источников и литературы;
- работы с исторической картой.
Структура курса
Учебный курс «Отечественной истории» включает в себя лекционные и семинарские занятия, самостоятельную работу студентов. Изучение дисциплины завершается экзаменом.
Общие методические указания для подготовки к семинарскому занятию
В целях успешной подготовки к семинарским занятиям студенту необходимо ознакомиться с методическими указаниями, изложенными ниже.
Семинарские занятия – одна из важнейших форм учебного процесса по курсу отечественной истории. На семинары выносятся узловые, наиболее важные и сложные вопросы, без знания которых ориентироваться в истории невозможно. Поэтому главным условием усвоения курса является тщательная подготовка студента к каждому семинару.
Подготовку к семинарскому занятию следует вести в следующем порядке:
1. Начинайте подготовку к семинару заранее.
2. Ознакомьтесь с целью и задачами изучения данной темы, чтобы иметь общее представление об исторических процессах и явлениях, которые предстоит изучить в ходе подготовки к семинару.
3. Внимательно прочитайте план семинара.
4. Прочитайте конспект лекции по теме семинарского занятия, выделите необходимый для подготовки материал. Учитывайте, что он включается в вопросы для самопроверки и тестовые задания, предлагаемые к теме семинара.
5. Ознакомьтесь с рекомендованной к семинару литературой. Ее изучение является важнейшим этапом работы при подготовке к семинарскому занятию. Исторические источники и литература – это надежная основа достоверных исторических знаний. Анализ и оценка событий и процессов прошлого, данная в произведениях выдающихся российских историков помогают выработать собственное понимание сущности и значения исторических явлений. К теме каждого занятия прилагается список основной литературы, с указанием глав, частей, страниц монографии или пособия, в которых рассматриваются изучаемые вопросы. Большую помощь студентам при подготовке к занятиям окажет дополнительная литература, рекомендуемая к каждому занятию.
6. При работе над рекомендованными источниками и литературой необходимо помнить, что здесь недостаточно ограничиваться лишь беглым ознакомлением или просмотром текста. Найдите объяснения основным терминам и незнакомым понятиям, встретившимся при освоении материала. Обратите внимание на те оценки и суждения, которые встречались вам при ответе на вопросы.
7. На основе изученных источников и литературы необходимо подготовить тезисы или конспект в тетради. В тезисной форме должно быть подготовлено устное выступление на семинаре. Основой тезисов является план выступления, но в отличие от него в тезисах фиксируется не просто последовательность рассматриваемых вопросов, но и в краткой форме раскрываетсяих основное содержание.
Наиболее трудоемкой, но совершенно необходимой, частью подготовки к семинару является конспектирование. Конспективная форма записи требует не только фиксации наиболее важных положений источника, но и приведения необходимых рассуждений, доказательств. Нередко в конспект включают и собственные замечания, размышления, оставляемые, как правило, на полях.
Конспект составляется в следующей последовательности:
а) после ознакомления с произведением составляется его план, записывается название источника, указывается автор, место и год издания работы;
б) конспективная запись разделяется на части в соответствии с пунктами плана. Каждая часть должна содержать изложение какого-либо положения, а также его аргументацию. В ходе работы подчеркивается наиболее существенное, делаются пометки на полях.
Если возникли трудности во время самостоятельной подготовки к семинарскому занятию (не понятен вопрос; неясно, где искать материал и т.д.), обратитесь за помощью к любому преподавателю кафедры или в библиотеку.
На семинарских занятиях для получения положительной оценки студент должен:
а) принимать активное участие в обсуждении вопросов семинара;
б) внимательно следить за выступлениями;
в) уметь вести полемику с оппонентами.
Работа студента на семинаре оценивается по пятибалльной системе.