I. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Тульский государственный университет

Кафедра социологии и политологии

 

УТВЕРЖДАЮ

Декан гуманитарного факультета

___________________ И.А. Батанина

"___" ______________________2009 г.

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дисциплины

 

МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО

ИССЛЕДОВАНИЯ

Направление подготовки : 040200 Социология

Форма обучения: очная, заочная

 

Тула 2010

Методология и методика социологического исследования

 

Социологические исследования как отрасль социологической науки. Понятие социологического исследования. Виды социологического исследования. Программа социологического исследования. Методологическая роль теории в социологическом исследовании. Концептуальная и операциональная модель объекта и предмета социологического исследования. Предмет и метод социологического исследования. Гипотезы социологического исследования. Методика, техника и процедура в социологическом исследовании. Измерение в социологическом исследовании. Социальные показатели и индикаторы в социологическом исследовании. Шкалы и индексы в социологическом исследовании. Метод в социологическом исследовании. Метод исследования случая (case – study). Биографический метод. Количественные и качественные методы в социологическом исследовании. Выборка в социологическом исследовании. Метод опроса. Метод интервью. Метод фокус-групп. Метод экспертных оценок. Социометрия. Анализ документов. Метод наблюдения. Социальный эксперимент. Обработка данных в социологии. Переменные в социальном исследовании. Анализ данных в социологии. Многомерные методы анализа данных. Подготовка и представление научного отчета. Обобщенные данные и представление результатов.

 

 

Разработала: канд. социол. наук, доц. Щербакова В. П.

Рецензенты: канд. филос. наук, доц. Лях В. И.

канд. филос. наук, доц. Хавронюк Т. А.

 

Рабочая программа составлена канд. социол. наук, доц. О.Е. Бочаровой и обсуждена на заседании кафедры социологии и политологии гуманитарного факультета,

протокол № 4 от «21» апреля 2005 г.

Зав. кафедрой _____________________И. А. Батанина

 

Рабочая программа пересмотрена и утверждена на заседании кафедры социологии и политологии гуманитарного факультета,

протокол №12 от «23» сентября 2008 г.

Зав. кафедрой _____________________И. А. Батанина

 

 

Рабочая программа пересмотрена и утверждена на заседании кафедры социологии и политологии гуманитарного факультета,

протокол №1 от «31» августа 2009 г.

Зав. кафедрой _____________________И. А. Батанина

 

 

I. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Главная цель курса формирование навыков разработки программы социологического исследования, обучение методам социологических исследований, формирование способности их применения для изучения широкого спектра социальных проблем на всех уровнях социальной системы, умения адекватного их объяснения в соответствии с программными целями.

Учебные задачи дисциплины:

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать: адекватные теории, парадигмы, подходы как инструменты изучения социальных процессов,основные методологические подходы и их возможности для изучения различных процессов и явлений в обществе понятие и специфику социологического исследования, основные его преимущества, характеристики всех его видов, особенности, преимущества и недостатки, а также границы использования методов его проведения

- уметь: определить вид исследования, соответствующий масштабу изучаемой проблемы, осуществить концептуализацию и моделирование научной проблемы, определить проблемную ситуацию, выбрать и обосновать необходимые методологические подходы в теоретико - прикладном исследовании, корректно определить объект и предмет социологического исследования, поставить цель и задачи исследования и выбрать методы, адекватные для их решения.

иметь навыки системного анализа объекта и предмета исследования, логического анализа основных понятий, проведения структурной и факторной операционализации в системе объекта и предмета исследования для решения проблемы измерения социальных процессов и явлений, выработки гипотез и их верификации, применения формализованных (количественных) и неформализованных (качественных) методов исследования, разработки методик исследования, применения методов сбора обработки и анализа информации, подготовки научного аналитического отчета, выработки конкретных рекомендаций, анализа возможностей методов конкретного социологического исследования (КСИ), их преимуществ и недостатков, понимание и практическое осуществление комбинаторности методов, изучения методологических принципов социальных технологий, обучение умению их разработки для внедрения практических рекомендаций в социальную практику.