Глоссарий
Абстракционизм (лат. abstractio – удаление, отвлечение) – направление нефигуративного искусства, отказавшегося от приближённого к действительности изображения форм в живописи и скульптуре.
Авангардизм – это тенденция отрицания исторической традиции, преемственности, экспериментальный поиск новых форм и путей в искусстве.
Глобальные проблемы современности – это совокупность социоприродных проблем, от решения которых зависит социальный прогресс человечества и сохранение цивилизации.
Массовая культура, поп-культура, масскультура, культура большинства – культура, популярная и преобладающая среди широкого слоя населения в данном обществе. В другом подходе массовая культура определяется как явление, характеризующее особенности производства культурных ценностей в современном обществе.
Модернизм (итал. modernismo – «современное течение»; от лат. modernus – «современный, недавний») – направление в искусстве и литературе XX века, характеризующееся разрывом с предшествующим историческим опытом художественного творчества, стремлением утвердить новые нетрадиционные начала в искусстве
Элитарная культура (от франц. elite – отборное, выбранное, лучшее) – субкультура привилегированных групп общества, характеризующаяся принципиальной закрытостью, духовным аристократизмом и ценностно-смысловой самодостаточностью.
Поп – арт – одно из течений в искусстве модернизма. Возникло в 50-е гг. XXв. в США и Великобритании, первоначально в живописи и скульптуре. Претендует заменить непонятный массовому зрителю абстракционизм «новым реализмом». Распространилось позже на другие сферы буржуазной массовой культуры.
Постмодернизм (фр. postmodernisme – после модернизма) – термин, обозначающий структурно сходные явления в мировой общественной жизни и культуре второй половины XX века: он употребляется как для характеристики постнеклассического типа философствования, так и для комплекса стилей в художественном искусстве. Постмодерн – состояние современной культуры, включающее в себя пред-постнеклассическую философскую парадигму, до-постмодернистское искусство, а также массовую культуру этой эпохи.
Список литературы
1. Грушевицкая Т., Садохин А. Культурология / М.: Альфа-М, 2011. – 448 с.
2. Кравченко А.И. Культурология: учеб. пособие для вузов. – М.: Академический Проект, 2003. – 496 с.
3. Культурология. История мировой культуры: учебник для вузов / под ред. А.Н.Марковой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2002. – 600 с.
4. Культурология / под ред. А.А. Радугина. – М.: Центр, 2007. – 304 с.
5. Культурология: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / под науч. ред. Г.В. Драча. – Ростов н/Дону: Феникс, 2002. – 604 с.
6. Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Мировая художественная культура. – М.: Юнити, 2000. – 559 с.
Вопросы для самопроверки
1. В чём вы видите причины возникновения глобальных проблем человечества, в том числе и в культуре?
2. Что такое модернизм? Какие новые направления в искусстве возникли в начале XX столетия?
3. Почему постмодернизм часто называют «тупиком» искусства?
4. Почему США стали родиной массовой культуры?
5. В чём вы видите достижения советской культуры?
6. Почему в советском обществе стало возможным такое явление, как диссидентство?
7. Возможен ли диалог и синтез культур?
СЕМИНАР №11
I. КУЛЬТУРА СОВЕТСКОЙ РОССИИ
1. Идеологические установки коммунистов по отношению к художественной культуре.
2. Первое послеоктябрьское десятилетие в развитии культуры России.
3. Тоталитаризм и культура (30–50-е гг. ХХ в.).
4. Социокультурная ситуация 60–70-х годов XX века в России.
5. Советская культура 80-х годов XX века.
Доклады:
1. Архитектура модерн.
2. Живопись советской России.
3. Музыка советской России.
4. Литература советской России.