Глоссарий

Академизм – художественное направление в изобразительном искусстве XVI-XIX вв., выражающееся в следовании внешним формам классического искусства-античности и Возрождения.

Возрождение –эпоха в развитии западной культуры, начавшаяся после средневековья и характеризующаяся резким повышением интереса к античной культуре и философии. Различают раннее (XIV-XV вв.), высокое (XV-XVI вв.) и позднее (XVI-XVII вв.) Возрождение.

Гуманизм– признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений.

Инквизиция (лат. inqizisio – розыск) – в католической церкви XIII-XIX вв. церковно-полицейское учреждение для борьбы с ересью.

Кальвинизм – направление протестантизма, основано Жаном Кальвином.

Контрреформация (лат. сontr – напротив, геformatio – преобразование, т.е. противодействие преобразованию) – церковно-католическое движение в Европе середины XVI-XVII вв. во главе с папством, направленное против Реформации. Главное орудие контрреформации – инквизиция, монашеские ордена.

Лютеранство – крупнейшее направление протестантизма. Основано М.Лютером, одним из идеологов Реформации.

Маньеризм (итал. manierismo от maniera – манера, стиль) – направление в западноевропейском искусстве XVI в., отразившее кризис гуманизма, для которого характерно утверждение неустойчивости, трагические диссонансы бытия, власть сверхсил, субъективизм. Произведениям искусства этого стиля свойственна усложненность и изощренность формы.

Протестантизм (лат. ргоtestans – публично доказывающий) – одно из основных направлений в христианстве.

Ренессанс (франц. renaissancе) – Возрождение.

Реформация– эпоха в развитии католичества (XVI-XVII вв.), характеризующаяся стремлением изменить обряды и догмы католической церкви на базе протестантства.

Титанизм— качество возрожденческой личности, отличающейся исключительностью ума, силой духа и многообразием таланта.

Универсализация личности (лат. universalis – общий, всеобщий) –всесторонность развития природных способностей человека.

 

Список литературы

1. Астахов А.П. Самые знаменитые художники итальянского Возрождения. Иллюстрированная энциклопедия. – М.: Белый город, 2010. – 104 с.

2. Буланова-Топоркова М.В. и др. Культурология для технических вузов / М.В. Буланова-Топоркова, Т.А. Алешина, Т.Е. Ксантиниди, Н.А. Михайлова, В.Е. Столяренко. – Ростов н/Дону: Феникс, 2001. – 448 с.

3. Брагина Л. М. Итальянский гуманизм. Этические учения XIV-XV веков. – М.: Высшая школа, 1977. – 254 с.

4. Горелов А.А. Культурология: учебное пособие. – М.: Юрайт, 2002. – 400 с.

5. Дживелегов А.К. Начало итальянского Возрождения. – М.: Медиа, 1924. – 121 с.

6. Кравченко А.И. Культурология: учеб. пособие для вузов. – М.: Академический Проект, 2003. – 496 с.

7. Культура эпохи Возрождения и Реформации / под ред. Л.М. Брагиной. – М.: Высшая школа, 2001. – 479 с.

8. Культурология: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / под науч. ред. Г.В. Драча. – Ростов н/Дону: Феникс, 2002. – 604 с.

9. Культурология / под ред. А.А. Радугина. – М.: Центр, 2007. – 304 с.

10. Любимов Л. Искусство Западной Европы. – М.: АСТ, 2005. – 240 с.

11. Муратов П. Образы Италии. Полн. изд. в 3-х т. – М.: Галарт, Т. 1, 2009. – 384 с.

12. Эразм Роттердамский. Философские произведения. – М.: Наука, 1986. – 648 с.

 

Вопросы для самопроверки

1. Какие причины привели к эпохе Реформации?

2. Что означает термин «Возрождение»? В чем отрицание и преемственность со средневековыми культурными традициями?

3. Что такое гуманизм и как он толкуется в эпоху возрожденческой культуры?

4. Что такое антропоцентризм и как он выразился в искусстве Возрождения?

5. Что такое титанизм, как титанизм эпохи Возрождения отличается от титанизма античности?

6. В чём отличие Северного Возрождения от итальянского?

7. В чем сходство и отличие основных направлений протестантизма?

8. Почему доминирующим направлением в искусстве Возрождения становится живопись?

9. Чем отличается индивидуализм Реформации от ренессанского?

10. В чем состоял новый взгляд на человека в трудах мыслителей Возрождения?

11. Кого называют крупнейшим гуманистом эпохи ПозднегоВозрождения, одним из величайших писателей мира, гордостью всегочеловечества?

 

 

СЕМИНАР №8