ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА В СФЕРЕ ТУРИЗМА
Эффективность использования рабочей силы измеряется производительностью труда. В широком смысле производительность труда— это его результативность, предполагающая получение максимума продуктов труда при минимуме трудовых затрат.
Производительность труда— это степень эффективности целесообразной деятельности людей, отражающая способность производить за единицу рабочего времени определенный объем потребительных стоимостей.
Уровень производительности труда измеряется двумя способами:
· прямым - выработка продукции и услуг в единицу отработанного времени;
· обратным - выражается количеством рабочего времени, затраченного на производство единицы продукции.
Оба показателя уровня производительности труда связаны между собой как обратные величины, то есть чем ниже трудоемкость изготовления единицы продукции, тем выше производительность труда.
Снижение трудоемкости продукции и услуг может происходить не только за счет технического прогресса, но и вследствие уплотнения рабочего времени, то есть за счет ликвидации непроизводительных потерь рабочего времени и повышения интенсивности труда.
Определение уровня производительности труда работников на основе трудоемкости продукции и услуг не нашло широкого применения в туризме. Этот показатель применяется лишь для расчета норм выработки и обслуживания.
Производительность труда работников туризма может иметь три показателя:
· производительность труда в стоимостной оценке - это выработка работников туристского предприятия;
· производительность труда в натуральном выражении - показывает, сколько туристов обслуживает один среднесписочный работник туристского предприятия, фирмы;
· комплексный показатель динамики эффективности труда -означает уровень эффективности использования рабочей силы в этой отрасли (регионе). Он представляет собой среднегеометрическую величину произведения индексов изменения двух рассмотренных выше показателей, исчисленных за один и тот же период:
Факторы, влияющие на эффективность повышения производительности труда и использования рабочей силы:
1) Внешние:
· интенсификация отрасли и научно-технический прогресс в
ней;
· оснащение туристских предприятий новейшим оборудованием и автотранспортом;
· создание крупной туристской индустрии;
· мероприятия по подготовке квалифицированных кадров, повышению их квалификации.
2) Внутренние:
· совершенствование форм организации производства туристского продукта;
· производство новых, более качественных услуг, вызывающих интерес у потребителей;
· совершенствование форм и качества обслуживания туристов.
На повышение эффективности труда оказывает рост объема (выручки) реализации услуг туризма:
Во-первых, рост объема реализации услуг способствует сокращению перерывов в работе и тем самым повышению интенсивности труда, в результате увеличивается выработка на одного среднесписочного работника.
Во-вторых, влияние объема реализации услуг туризма на выработку одного среднесписочного работника проявляется в том, что численность административного персонала увеличивается более медленными темпами, чем общий рост выручки от реализации услуг туризма. Поэтому в результате относительного уменьшения численности административного персонала происходит рост производительности труда.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
/. В чем проявляется сущность заработной платы? Какие принципы лежат в основе ее организации?
2. Что является основой механизма регулирования заработной платы?
3. Какие формы оплаты труда применяются в туризме?
4. Из каких основных элементов состоит фонд заработной платы?
5. Что входит в состав часового, дневного и месячного фонда заработной платы?
6. Какие существуют показатели средней заработной платы? Как они определяются?
7. Как определяется динамика средней заработной платы?
8. Какие показатели производительности труда применяются в туризме?
9. Как определяется взаимосвязь между среднечасовой, среднедневной и среднемесячной производительностью труда?
10. Какие факторы влияют на производительность труда работников туристских предприятий?
Тема 7. Финансы предприятия
7.1. Понятие и функции финансов предприятия. Финансовые отношения и формирование финансовых ресурсов на туристском предприятия
7.2. Налогообложение туристских организаций. Основные методы расчетов в туризме
7.3. Расчет величины выплачиваемого налога предприятиями туризма
1. Понятие и функции финансов предприятия. Финансовые отношения и формирование финансовых ресурсов на туристском предприятия
Финансы туристского предприятия— это совокупность денежных отношений, возникающих при формировании, использовании и обороте денежных фондов и накоплении предприятия. Задачей туристского предприятия является использование денежных средств на основе эффективного управления в целях осуществления своей деятельности, получения прибыли и обеспечения финансовой устойчивости.
Финансовые отношения— это отношения, возникающие при денежном потоке, обороте денег, непрерывно протекающем во времени. В ходе производственно-обслуживающего процесса туристского предприятия возникают следующие финансовые отношения:
1. Турагента с туроператором по расчетам за полученные туристские путевки и по другим платежам.
2. Туристского предприятия с:
· органами жилищно-коммунального хозяйства по оплате аренды и коммунальных услуг;
· муниципальным управлением при выплате арендной платы за земельный участок;
· своими работниками по выплате заработной платы, премий и т. п.;
· банковской системой при получении и погашении кредита и при других банковских операциях;
· бюджетом и налоговыми службами при внесении налогов и других платежей и т. д.
В результате финансовых отношений формируются финансовые ресурсыпредприятия. Важнейшими источниками формирования финансовыхресурсов являются:
· прибыль от всех видов хозяйственной деятельности;
· доходы, полученные от продажи ненужного имущества;
· доходы (дивиденды) по акциям и другим ценным бумагам, принадлежащим туристскому предприятию;
· вклады учредителей в уставный фонд;
· краткосрочные и долгосрочные кредиты и займы;
· доходы от финансовых операций и прочих поступлений.
Все источники финансовых ресурсов по режиму использования делятся на:
· собственные и приравненные к ним средства;
· заемные средства;
· привлеченные средства.
Собственные финансовые ресурсы— это базовая и основная часть всех финансовых ресурсов предприятия, которая образуется и находится в их распоряжении. Эта' часть называется уставным фондом. Основным источником его пополнения является прибыль, а также паевые и иные взносы, выпуск и продажа акций. Действующим законодательством установлены минимальные размеры уставного фонда.
К собственным средствам приравниваются так называемые устойчивые пассивы. К ним относятся: переходящая задолженность работникам предприятия по зарплате и отчислениям в специальные налоговые фонды, задолженность партнерам и потребителям по полученным авансам, кредиторская задолженность и др.
Заемные финансовые средства— это краткосрочные и долгосрочные кредиты банков, ссуды.
Привлеченные финансовые средства— это средства других предприятий, временно находящиеся в обороте в связи с существующей системой расчетов (задолженность кредиторам, доходы будущих периодов и др.).