НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ИХ ДВИЖЕНИЯ
Нематериальные активы - это объекты интеллектуального, имущественного, правового и рекламного значения. К ним относятся права пользования земельными участками, природными ресурсами, патенты, лицензии, ноу-хау, программное и информационное обеспечение, права и привилегии, торговые марки, фирменные знаки, репутация (имидж) фирмы и т. п.
По характеру применения нематериальные активы схожи с основными средствами - используются длительное время, приносят прибыль и с течением времени теряют свою стоимость, перенося ее на стоимость готовой продукции (услуг).
Особенностью нематериальных активов является сложность определения их реальной стоимости и потребительной стоимости, сроков службы и влияния на получаемую предприятием прибыль. Как правило, стоимость нематериальных активов включают в уставный капитал. В стоимость нематериальных активов включаются цена их приобретения (обычно рассчитывается на основе мировых цен), расходы на оформление документов, доставку необходимых реквизитов, освоение и ввод в эксплуатацию. Срок службы нематериальных активов, как правило, назначается условно, но не более 10 лет.
Различают следующие формы управления движением нематериальных активов:
• лицензирование;
• франчайзинг;
• инжиниринг;
• эккаунтинг.
Лицензирование, т. е. выдача разрешений на право про-иедения определенного вида предпринимательской деятельности, проводится уполномоченными органами государственной власти (министерствами, ведомствами).
Франчайзинг - система передачи или продажи лицензий на технологию и товарный знак. Сущность франчайзинга заключается в том, что фирма (франчайзер), имеющая высокий имидж на рынке, передает малоизвестной потребителям фирме (франчайзиату) франшизу (лицензию) на деятельность по своей технологии и под своим товарным знаком. При этом франчайзер получает определенный доход (компенсацию). Основной принцип франчайзинга - сочетание ноу-хау франчайзера с капиталом франчайзиата.
Инжиниринг-технико-экономические, правовые и прочие консультационные услуги по созданию предприятий, обоснованию внедрения новых видов оборудования и направлений хозяйственно-организационной деятельности. Инжиниринг охватывает комплекс работ по проведению предварительных исследований, подготовке технико-экономического обоснования бизнес-плана, комплекта проектных документов, а также разработке рекомендаций по организации производства и управления, эксплуатации оборудования и реализации готовой продукции (услуг).
Стоимость инжиниринговых услуг оценивается как повременная оплата специалистов, оплата фактических услуг и фиксированного вознаграждения, процент от стоимости строительства или внедренческих мероприятий, оплата фактических услуг плюс процент прибыли от эксплуатации.
Эккаунтинг - сфера предпринимательской деятельности, связанная со сбором, обработкой, классификацией, анализом и оформлением различных видов информации (общей и финансовой).
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Что такое экономическая эффективность туризма?
2. Какие основные показатели характеризуют эк комическую эффективность на микроуровне?
3. Как определяются общее количество туристов и туродней, мощность конечного фонда, выручка от реализации туристского продукта?
4. Чем отличается понятие основных фондов от материально-технической базы в туризме?
5. Каковы признаки классификации основных фондов в туризме?
6. Какими показателями характеризуется движение и состояние основных фондов?
7. Как определяется фондоотдача и фондоемкость?
Тема 6. Трудовые ресурсы
6.1. Персонал предприятия и его структура. Показатели движения и использования трудовых ресурсов
6.2. Организация оплаты труда и производительность труда на предприятии туризма
6.3. Анализ использования трудовых ресурсов на туристском предприятии
Персонал предприятия и его структура.
Показатели движения и использования трудовых ресурсов
Трудовые ресурсы туристского предприятия— это совокупность работников различных профессионально-квалифицированных групп, занятых на туристском предприятии и входящих в их списочный состав. Их характеристика определяется основным составом и количественным соотношением отдельных категорий и групп работников. В силу специфики труда в туристских предприятиях заняты работники непромышленного и промышленно-производственного персонала.
По выполняемым функциям они подразделяются на:
· руководителей,
· специалистов,
· технических исполнителей,
· рабочих.
Отнесение работников к той или иной группе определяется общероссийским классификатором занятий (ОКЗ).
Профессионально-квалификационная структура кадров в сфере туризма складывается под воздействием профессионального и квалификационного разделения труда. Основной контингент занятых — это лица, имеющие гуманитарное образование.
При этом работники каждой профессии и специальности различаются уровнем квалификации, то есть степенью овладения работниками профессией и специальностью, которые отражаются в квалификационных (тарифных) разрядах и категориях. Профессионально-квалификационная структура работников туристского предприятия находит отражение в штатном расписании.
Штатное расписание— это документ, ежегодно утверждаемый руководителем предприятия, представляющий перечень сгруппированных по отделам и службам должностей специалистов с указанием разряда (категории) работ и должностного оклада. В течение года в случае необходимости в него вносят изменения в соответствии с приказом руководителя.
Специфические особенности труда в туризме:
· сравнительно большой удельный вес живого труда, что затрудняет его нормирование;
· высокая степень воздействия на процесс производства и реализации туристского продукта субъективных факторов как со стороны работников туристского предприятия, фирмы, так и со стороны клиента;
· комплексность производства туристского продукта, который является результатом слаженной работы самостоятельных коллективов, труд которых подчинен одной цели — удовлетворению потребности клиента;
· наличие производительного и непроизводительного труда.
Особенности труда в туризме предполагают иные подходы в кадровой политике, организации найма, подбора, приема персонала, профориентации и адаптации, обучении и управлении деловой карьеры, служебно-профессиональном продвижении и др.
Подбор и расстановка кадров призваны решить две взаимосвязанные задачи:
· назначение на должности квалифицированных работников;
· нахождение для каждого из них соответствующей его профессиональным данным сферы трудовой деятельности.