Работа с буквами по загадкам
Выставляется полоска с четырьмя окошками.
— Прежде чем выставлять буквы в эти окошечки, нужно узнать, какое слово там должно быть. Эти слова — отгадки загадок.
Теплая, пушистая, греет нас зимой. (Шуба.)
Огромный, широкий, деревянный, хранит в себе все вещи дома. (Шкаф.)
Выставляется полоска с шестью окошечками.
— А теперь назовите слово-отгадку из шести звуков.
Едет, гудит, с пути уйди! (Машина.)
Дети составляют названные слова из букв разрезной азбуки.
Творческие задания детей
— Придумайте задания Страшиле. Пусть он отгадает слова со звуками [с], [ш], задуманные вами. Называйте только первый и последний звуки слова.
Итог занятия
Приложение 2
Конспекты занятий на дифференциацию звуков [р], [р'], [л], [л']
Конспект занятия 1
На основе сюжета «Путешествие по Северу»
Материал:альбомы и фотографии с изображениями природы Севера, предметов быта народов Севера, животных Севера; буквенные кассы; рюкзак, фотоаппарат, наушники.
Ход занятия
Оргмомент
(Дети рассаживаются на коврике.)
— У каждого человека есть Родина. Как вы понимаете слово Родина?(Объяснения детей. В соседней комнате включается пылесос.) Что это за звук? Это нас опять посетили инопланетяне. (Из раздевалки выходят мальчик и девочка в костюмах инопланетян.) Кто вы? — Лори и Лиор. Какие незнакомые имена! Но какие знакомые звуки!
Сообщение темы занятия
— Какие согласные звуки вы услышали в их именах? ([р], [р'], [л], [л'].) Мы все научились произносить их правильно. А сегодня, с гостями, еще раз повторим их.
Характеристика и сравнение звуков
Произношение звуков в слогах
— Послушайте, как разговаривают наши гости.
— Ла-ра-ла-ра!(с удивлением)
— Ле-ре-ле-ре?!(с испугом)
— Ло-ро-ло-ро. (с досадой)
— Они чем-то встревожены, успокоим их: ла-ра-ла-ра, ло-ро-ло-ро. Давайте их научим говорить на нашем языке.
Развитие функции языкового анализа и синтеза. Дифференциация понятий «звук», «слог», «слово»
— Из чего состоит наша речь? «Ловите» звуки [р] — [о]. Что получилось? (Слог.)Добавьте к нему еще слоги. Что получилось? (Слово.)Япрошу со слогом ра мне сейчас назвать слова. Со слогом ли слова придумали? Дополнить слог — это простое задание. Получите «рассыпанные» звуки [к], [а], [р], [й] и верните мне слово. (Край.)Как называется наш край? Покажем Лиору и Лори наш край. Давайте собираться. Что это у меня? (Рюкзак.)