Оргмомент

— Послушайте загадку. «Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка. Собаки лают, а достать не могут». Что это? (Луна.)А как называется наша планета? (Земля.)

Выделение звуков [л], [л'] из слов луна, земля.Характеристика звуков. Сравнение их по акустическим и артикуляционным признакам

Произношение звуков [л], [л'] в слогах

— Дети, посмотрите, какая летающая тарелка приземлилась у нас.

Выставляется картинка.

— Кто это? (Инопланетянин.)Почему его так называют? (Он прилетел к нам с другой планеты.)

Инопланетянин обращается к детям на своем языке, а дети повторяют: «Ла-ля-ля (здороваются); лу-лю-лу (утвердительно, с радостью); лы-ли-ли (с огорчением)».

— Как тебя зовут? (Лолик.)Инопланетянин говорит, что хочет узнать о наших предметах. Расскажем ему.

Звуки [л], [л'] в словах и предложениях. Развитие фонематических представлений

— Пригласите инопланетянина сесть.

Инопланетянин садится на стол.

— Это стол — за ним сидят, это стул — на нем сидят. Какие похожие слова в этом предложении? Объясните Лолику, чем они отличаются, а чем похожи.

Анализ слов стол, стул, мебель

«Разбросайте» звуки слова стол. Соберите «разбросанные» звуки [с], [л], [т], [у] в слово. (Стул.)

Обозначение этих слов цветовыми символами.

— Каким одним словом можно назвать эти два слова? (Мебель.)Обозначьте звуки этого слова кружочками. Какой последний звук в этом слове? (Звук [л'].) А сейчас покажем Лолику одежду.

Выкладываются предметы или их изображения: пальто, платье, колготки, платок, шаль, блузка, плащ, жилет, плавки, купальник. Сначала выделяются слова со звуком [л], затем — со звуком [л']. Поднимаются соответственно цветовые символы звуков [л], [л'].

— Скажите самое короткое слово. (Шаль.)Почему оно коротенькое? (В нем мало звуков.)Назовите самые длинные слова. (Купальник, колготки.) Почему эти слова длинные? Из чего состоят наши слова? (Из звуков.)Чем больше звуков, тем длиннее слово.

— Расскажем Лолику, что мы едим. Я скажу вам первый слог или перепутаю слоги, а вы дополните или догадайтесь и назовите полное слово: са...(лат), гу...(ляш), пель...(мени), ля-ши-бе (беляши), ле-ты-кот (котлеты), ки...(сель). А сейчас покажем Лолику фрукты, овощи и ягоды.

Угадывание слов по первому и последнему звуку, по последнему слогу. В слове последний слог жан, это овощ. (Баклажан.)

— В слове первый звук [м], последний — [а], что это? (Малина.)Предлагается три-четыре аналогичных задания.

Работа над ударным слогом

— Что выберет Лолик?

Слова произносятся с неправильным ударением от имени Лолика. (Клубнику, лимон, алычу, малину.)