Сообщение темы занятия

Сегодня мы вспомним сказку «Золушка» и повторим звук [л].

Характеристика звука [л]

Произношение звука [л] в словах

— Какой была Золушка? (Ласковой, милой, славной.)Какую работу выполняла Золушка? Подскажите нужные слова. Золушка полы ... (мыла, подметала, протирала, скоблила), печь ... (топила), обед ... (варила, готовила), белье ... (стирала, полоскала, гладила), грядки ... (полола), посуду ... (мыла, чистила). Чем похожи эти слова? (Они кончаются на слог ла.)Почему ее называли Золушкой?

Ответы детей.

— Что такое зола?

В случае затруднения логопед объясняет смысл этих слов.

— Чем было испачкано ее платье? (Золой.)Оно было в ... (заплатках).

Развитие функции языкового анализа и синтеза

— Догадайтесь, какое слово я задумала, если в нем есть звуки [б], [л], [а]. (Бал.)Правильно ли я обозначила это слово?

В схеме дано четыре кружочка.

— Куда хотелось поехать Золушке? (На бал.)Кто поехал на бал? (Ее сестры.)Придумайте имена ее сестрам со звуком [л]. (Лана, Клава, Лола.)Кто помог Золушке? (Волшебница.)Произнесите это слово по слогам. (Вол-шеб-ни-ца.)Скажите по слогам слово Золушка. Какое слово длиннее? Почему слово бал короткое?

Ответы детей.

— Я даю вам перепутанные слоги, а вы верните мне слово: ка-па-лоч ... (палочка). Какая это палочка? (Волшебная палочка.)

Произношение звука [л]в предложениях

— Куда послала Волшебница Золушку? (Волшебница послала Золушку в огород.)Что сделала Золушка? (Сорвала большую тыкву)Что произошло потом? (Волшебница выдолбила тыкву. Прикоснулась к ней волшебной палочкой. Тыква превратилась в золоченую карету.)В кого она превратила мышей? (В лошадей.)А ящериц? (В слуг.)Что еще сделала Волшебница? (Превратила платье в заплатках в золотое, нарядное платье.)

Покажите, как собиралась Золушка на бал. Один ребенок показывает, а дети угадывают, называют и повторяют действия.

Анализ состава предложения

— Помогите Золушке уехать на бал. Выложите ей дорожку из полосок-слов. Составьте предложение из слов уехать, Золушка, бал, на. Обозначьте слова полосками.

Анализ предложения детьми.

Актуализация глагольной лексики

— Что произошло на балу? Золушка с принцем ... (познакомилась). Она ... (танцевала, веселилась, смеялась, плясала).

Физминутка

— Покажите, как красиво танцевала Золушка с принцем.

Включается музыка. Дети танцуют под музыку.