Развитие голоса, переключаемости органов артикуляционного аппарата и согласованной работы губ и языка

«Зверята разговаривают между собой». Лисенок, Ежонок, Зайчонок и Волчонок разговаривают между собой. Произнесение слоговых сочетаний фта-фто, фту-фты, фта-фто-фту ласковым и сердитым, спокойным и возмущенным голосом.

Развитие фонематического восприятия

Определение позиции звука.

— Где слышится звук [л] в словах белка, дупло, галка, елка, иголка?

Выбрать из ряда других предметов игрушки, в названии которых есть звук [л].

Различение слов. Покажи, на какой картинке лак, а на какой — рак.

Игра «Правильно — неправильно». Произносится ряд слов правильно и с измененным составом звуков, а дети отвечают, правильно или неправильно сказано слово.

Постановка звука [л]

Положение органов артикуляционного аппарата
при правильном произнесении звука [л]

При произношении звука [л] губы принимают положение последующего гласного. Расстояние между верхними и нижними резцами 2—4 мм. Кончик языка поднят и прижат к основанию верхних резцов (но может занимать и более нижнее положение). Между боковыми краями языка и коренными зубами остается щель для прохода воздушной струи. Корневая часть языка поднята и оттягивается назад, посередине образуется ложкообразная вдавленность.

Создание слухового образа звука

Игровые приемы

— Послушай, как звучит сирена пожарной машины. Милицейская машина подает такой сигнал.

Произносится многократно звук [л].

Формирование зрительного образа звука (л]

Показ артикуляции звука. Показ артикуляционного профиля. Уточнение положения губ, зубов и языка. Описание положения органов артикуляции.

Формирование ощущения положения органов артикуляции