Упражнение на дыхание
Выработка правильного диафрагмального дыхания.
Игровое задание «Мячик — ямочка».
— Сделай глубокий вдох. Твой животик стал похож на мячик. Выдохни воздух — образовалась ямочка.
Статическое упражнение на развитие ротового выдоха «Дуют ветры сильные, дуют ветры слабые». Дутье на листочки.
Мимико-артикуляционные упражнения
— Изобрази грустных аистов. Им не хочется покидать родные края. Улыбнись им, передай свое хорошее настроение.
Упражнения для губ
«Птенчики широко открыли клювы и просят пищу». Открыть широко рот, как при произнесении звука [а]. Челюсти и зубы напряжены и неподвижны, зубы открыты на ширину 1,5 пальцев. Язык уложить на дно ротовой полости. Удерживать это положение под счет до 5, затем до 7. Закрыть рот.
«Зеленый дятел прощается с соловьем». Произнести звукосочетания киэй-киэй-киэй. Раскрыть рот, улыбнуться, обнажив все зубы. Удерживать губы и зубы в таком положении под счет до 5, затем закрыть рот.
Упражнения для языка
«Язычок пролезает сквозь дверную щелочку. Он хочет попрощаться с птицами». Покусывание кончика языка зубами с выдвижением его вперед.
«Клювы разных птиц». Показать, какой широкий клюв у утки. Широко открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать под счет до 5—7.
«Клюв аиста». Высунуть изо рта узкий и острый язык. В случае затруднений предложить ребенку дотянуться языком до конфеты или другого предмета.
Развитие голоса и переключаемости органов артикуляционного аппарата
«Песенки птенчиков».
— Как-то раз, летом, на лесной полянке птенчики учились петь.
Произнесение звуков: а-ааа, о-оооо, ууууу, ыыыыы с утрированной артикуляцией; с изменением силы и высоты голоса.
Развитие фонематического восприятия
Игра «Поймай звук». Произносятся звуки [с], [з], [л], [з], [ш], [ж], [л] и др. Ребенок должен хлопнуть в ладоши, если услышит звук [л].
Есть ли звук [л] в словах лунь, ласточка, упал, махал, дятел, соловей?
Занятие 2
Развитие пространственного восприятия
На столах разложены овощи или муляжи.
— Посмотри и скажи, что ты видишь впереди, что находится сзади, что справа, слева от тебя. Где росла морковь — в земле или на кустах?
Релаксация
— Я превращаю вас в овощи. Сажаю рассаду. Растения растут, тянутся к солнышку (напряжение). Солнце припекло, овощи завяли (расслабление).
Развитие моторики пальцев рук
Пять веселых пальчиков пошли на огород.
Дел у них немало, дел невпроворот:
Сорвать помидоры, выкопать картошку,
Выдернуть морковку,
Срезать укроп и сорвать горох.