Развитие мелодико-интонационной стороны речи
— Тетерев тетерева в лесу встретил. Послушайте, о чем они говорят.
— Тетерев, тетерев,
Как твои тетеревята?
— Мои тетеревята —
Хорошие ребята.
Твоим тетеревятам
От них привет.
Дети произносят чистоговорку подгруппами.
Составление слов из букв разрезной азбуки. Чтение слов
— Покажите Незнайке, как мы умеем читать и составлять слова. Чтение слов гагара, воробей. Составление слов по желанию детей.
Итог занятия
Занятие 5
На основе сюжета «Поездка на дачу»
Материал:картина «Если бы художниками были мы» из серии Т.А. Тумаковой; изображения города, деревни; предметные картинки (ягоды, овощи, фрукты); куклы (девочка, мальчик).
Ход занятия
Оргмомент
— Где мы с вами живем — в городе или деревне? Кто из вас был в деревне? Изобразим, как можно шагать по чистым улицам города. Сейчас весна, на проселочных дорогах — грязь. Покажите, как шагают люди по раскисшей дороге. По выражению ваших лиц и движениям я должна догадаться, где вы шагаете.
Сообщение темы занятия
Выставляются куклы, им даются имена (Рома, Ирина). Выделение звуков [р], [р'] из слов Рома, Ирина, город, деревня.
— Сегодня Рома с Ириной приглашают нас в деревню. Вместе с ними будем повторять звуки [р], [р'].
Развитие фонематического восприятия
Игра «Поймай звук».
— Мы с Ромой будем называть слова, а вы хлопните в ладоши, если в слове есть звук [р], поднимите руку, если услышите звук [р']. Слова дорога, тротуар, деревья, рука, озеро, трактор, троллейбус.
Произношение звуков в словах
(Выставляется картина «Если бы художниками были мы».)
— Это дом, в котором живут Рома и Ирина. Из чего он построен? (Из бревен, дерева.)Какой он? (Бревенчатый, деревянный?)Он покрыт ... (черепицей). Крыша у него ... (черепичная). Рассмотрите все части дома. Назовите те части дома, в которых есть звук [р] и звук [р']. (Дети называют.) Ирина приглашает нас погулять вокруг дома. Какие цветы она вырастила? Что растет на огороде? Какие фруктовые деревья растут в саду? А по двору мы гуляем с ... (Ромой). (Дети называют деревья, животных и предметы с заданным звуком.)
Развитие фонематических представлений. Усвоение рода, падежа существительных и прилагательных
— Каких фруктовых деревьев нет в их саду? (Абрикосовых, персиковых.)Чего еще нет? (Винограда, смородины, крыжовника.)Каких овощей вы не увидели на грядке? (Редиса, редьки, репы, картошки.)
Если дети затрудняются ответить, то выставляются картинки отсутствующих овощей и фруктов.