Произношение звуков в слогах. Развитие просодии

— Как можно назвать птенцов вороны? (Воронята.)Один вороненок выглянул из гнезда и удивился: «Кра-кро-кру». (Произносится тоненьким голосом.) Ворона пригрозила ему: «Кра-кру-кро-кры!» (Произносится низким сердитым голосом.)

Произношение звуков [р], [р'] в словах. Падежное управление

(Открывается картинка с изображением зимнего пейзажа и кормушки для птиц.)

Мы кормушку смастерили.

Мы столовую открыли.

В гости в первый день недели

К нам в кормушку прилетели...

(Появляется Незнайка.)

— Незнайка хочет узнать, кто прилетел к кормушке. Сначала назовите птиц, в названии которых есть звук [р]. (Выставляются картинки — ворона, сорока, воробей, коростель.) На кормушке появились птицы со звуком [р']. (Свиристели, снегири.)К нам не могут прилететь ... (куропатки, тетерева, рябчики). Кого мы увидели на кормушке? (Воробьев, ворон, сорок, коростелей, свиристелей, снегирей.)Какие это птицы? (Зимующие.)Наступила весна. С юга вернулись ... (грачи, жаворонки, журавли, гагары). Мы радуемся встрече с ... (грачами, скворцами, жаворонками). Какие это птицы? (Перелетные.)

Согласование существительных с прилагательными

— Незнайка говорит, что воробей черный. Вы согласны с ним? (Воробей серый, пестрый.)Какой он? (Быстрый, юркий, шустрый.)О ком это говорится? Серая, хитрая ... (ворона). Черный ... (грач, скворец).

Развитие памяти и внимания

Игры «Кто улетел?», «Кого нет на кормушке?».

Звукослоговой анализ и синтез

Задания детям от имени Незнайки:

— узнавание птиц по первому и последнему звуку в названии;

— узнавание птицы, в названии которой всего четыре звука, второй звук [р] (грач);

— звуковой анализ слова стрижи;

— узнавание птиц, в названии которых три слога;

— узнавание птиц по перепутанным слогам: бей-во-ро (воробей), ли-жу-рав (журавли), на-ро-во (ворона).

Физминутка

Игра «Вороны».

Возле елочки зеленой

Скачут, каркают вороны.

Из-за корочки подрались,

Во все горло разорались:

Кар-кар-кар!

Вдруг собаки выбегают,

Ворон крикливых разгоняют.

 

Чтение стихотворения сопровождается имитацией движений.

Звуки [р], [р'] в предложениях

(Восстановление деформированных предложений.)

— Послушайте, какие предложения о птицах составил Незнайка, и помогите исправить допущенные им ошибки. Юркий воробей «собирать» крошки. (Юркий воробей собирает крошки.)«Хитрый» ворона «размочить корка черствый хлеб». Черный скворец «поселиться» в скворечник. Тетерева «жить» в лес.

Словесный анализ одного-двух предложений.