Тема 2. Имущество предприятия

Имущественные ценности туристского предприятия. Состав и обновление материально-технической базы предприятий и отрасли в целом. Понятие и состав оборотных и внеоборотных активов. Финансовые источники формирования имущества.

 

(сборка из разных тем)
Тема 3. Планирование деятельности предприятия

Значение, принципы и методы планирования. Условия, обеспечивающие качественное планирование на предприятиях отрасли туризма. Виды планирования. Методы планирования (технико-экономический, экономико-статистические, экономико-математические, экспертные оценки). Экономическое обоснование планов. Порядок разработки бизнес-плана и его структурные элементы.

Планирование— это определение основных направлений и пропорций развития производства с учетом материальных ис­точников его обеспечения и спроса рынка. Сущность планирова­ния проявляется в конкретизации задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации, выявлении материаль­ных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач. Планирование предусматривает:

· маркетинговый анализ (анализ соответствия новых видов деятельности требованиям рынка и конкуренции);

· технико-экономический анализ (анализ соответствия но­вых видов деятельности специализации предприятия, его органи­зации и технологии);

· финансовый анализ (анализ экономической эффективности новых видов деятельности).

Значение планирования:

§ позволяет устранить отрицательный эффект неопределенности;

§ позволяет сосредоточить внимание на главных проблемах;

§ позволяет добиться экономичного функционирования;

§ облегчает контроль за деятельностью предприятия.

Для успешного планирования необходимо соблюдать следующие принципы:

принцип гибкости – способность плана менять свою направленность;

принцип внесения изменений в процессе реализации плана;

принцип оптимальности.

Уровень качества планирования определяется следующими важнейшими условиями:

· компетентностью руководства фирмы на всех уровнях уп­равления;

· квалификацией специалистов, работающих в функциональ­ных подразделениях;

· наличием информационной базы и обеспеченностью ком­пьютерной техникой.

Планирование предполагает:

· обоснованный выбор целей;

· определение политики;

· разработку комплекса мер и мероприятий (образы дейст­вий);

· методы достижения целей;

· обеспечение основы для принятия последующих долгосроч­ных решений.

Плани­рование направлено на оптимальное использование возможностей фирмы, в том числе наилучшее использование всех видов ресур­сов и предотвращение ошибочных действий, обеспечение финан­совой устойчивости и более высокой рентабельности капитала, чем у конкурентов.

Каждый менеджер (независимо от своих функциональных ин­тересов) должен быть знаком с механизмом и смыслом выполне­ния и контроля финансовых планов, по крайней мере, настолько, насколько это касается его деятельности. В зависимости от на­правленности и характера решаемых задач различают планирова­ние по времени: стратегическое или перспективное; текущее или среднесрочное.

Стратегическое планированиезаключается в выборе главных целей деятельности фирмы и ориентировано на определе­ние намечаемых конечных результатов с учетом средств и спосо­бов достижения поставленных целей и обеспечения необходимыми ресурсами. При этом также разрабатываются новые возможности фирмы (например, расширение производственных мощностей и пе­речня туристских услуг, повышение их качества в соответствии с конъюнктурой рынка; увеличение объема продаж и доли на рынке за счет высококонкурентного туристского продукта и услуг).

Стратегическое планирование охватывает период от 5 лет и более, ставит целью дать комплексное научное обоснование про­блем, с которыми может столкнуться фирма в предстоящий пери­од, и на этой основе разработать показатели развития фирмы на плановый период.

При разработке плана основу составляют:

· анализ перспектив развития фирмы, выяснение факторов, влияющих на развитие соответствующих тенденций;

· анализ позиций в конкурентной борьбе, задача которого со­стоит в определении конкурентоспособности продукции фирмы на разных рынках и возможностей для повышения результатов рабо­ты в конкурентных направлениях во всех видах деятельности;

· выбор стратегии на основе анализа перспектив фирмы раз­личных видов деятельности и определение приоритетов по кон­кретным видам деятельности с точки зрения ее эффективности и обеспеченности ресурсами;

· анализ направлений диверсификации видов деятельности, поиск новых более эффективных видов деятельности и определе­ние ожидаемых результатов.

Текущее планированиезаключается в определении про­межуточных целей на пути достижения стратегических задач. При этом детально разрабатываются средства и способы решения за­дач, использование ресурсов, внедрение новой технологии. Теку­щее планирование осуществляется путем детальной разработки (обычно на один год) оперативных планов для фирмы в целом и ее отдельных подразделений в региональном, отечественном и международном масштабах, в частности: программ маркетинга, планов по научным исследованиям, планов по производству, ма­териально-техническому снабжению. Основными звеньями теку­щего плана являются календарные планы (месячные, кварталь­ные, полугодовые), которые представляют собой детальную кон­кретизацию целей и задач, поставленных перспективным планом.

В определенной мере названная классификация планирования носит условный характер. Различие состоит в сроках получения конечного результата, а объект планирования при этом, как пра­вило, не изменяется.

Необходимость экономического обоснования планов предопре­деляет систему показателей, включающую:

· количественные показатели (объем продаж, численность персонала, фонд оплаты труда, сумма прибыли, затраты, количе­ство туристов, ночевок и др.);

· качественные показатели, выражающие эффективность производства, его отдельных факторов (производительность труда, фондоотдача, качество продукта, услуг и др.).

В настоящее время не существует какой-то строгой, официаль­но утвержденной методологии по составлению плана экономичес­кого развития туристской фирмы. К этому процессу подходят по-разному, особенно это касается количества разделов плана.

Примерная структура плана может быть следующей:

· производственная программа, под которой понимается пла­новое задание по объему, номенклатуре, ассортименту и качеству туристского продукта, разработанное на основе заключенных кон­трактов и договоров, портфеля заказов, наличия производственных мощностей и ресурсов;

· план по издержкам (затратам);

· план по труду и кадрам;

· план инвестиций;

· план социального развития трудового коллектива;

· финансовый план.

Завершающим этапом плана является разработка сводной ана­литической записки. Ее содержание строится на методологии со­ставления традиционной для общественной практики пояснитель­ной записки к годовому отчету.

Методы планирования

§ Нормативный или технико-экономический метод; основан на использовании при расчетах ранее разработанных и утвержденных норм, ставок, тарифов. Например, ставок налогов и сборов, норм амортизационных отчислений, которые используются при планировании затрат по ряду статей издержек, норм потребления товаров для целей прогнозирования спроса.

§ Экономико-статистические методы; в их основе лежат отчетные данные. Экстраполяция (простая и трендовая) и интерполяция. В их основе лежат отчетные данные и применение экспертной оценки как приема анализа и планирования. На практике используются метод простой и трендовой экстраполяции.

§ Экономико-математические методы; основаны на построении математического описания экономического процесса с помощью математических символов и приемов и позволяют найти количественное выражение взаимосвязи между показателями и факторами их определяющими. Математическая модель может строиться по функциональной или корреляционной связи.

Алгоритм разработки показателей при использовании экономико-математических методов состоит в следующем:

§ исходной информацией являются отчетные данные за предплановый период;

§ построение экономико-математической модели плановых показателей;

§ прогнозирование показателя на основе модели и разработка различных вариантов плановых показателей;

§ экспертная оценка перспектив развития предприятия;

§ принятие планового решения.

Метод экспертных оценок; в основе лежит использование оценок экспертов, специалистов, каждый из которых на базе отчетных данных, своих знаний, опыта, интуиции делает прогноз развития предприятия, его показателей и т.д. Затем эти оценки соответствующим образом обрабатываются и получается средняя оценка, которая и будет являться базой для плановых расчетов. Другими словами, метод экспертных оценок основан на усреднении экспертных оценок.

 

2. Порядок разработки бизнес-плана и его структурные элементы

В жизни любой фирмы неизбежно настает такой момент, когда для ее выживания понадобятся новые исследования и разработки, новые усовершенствованные продукты, расширение рынков и т. д. Для правильной работы фирмы необходимо спланировать все ее основные действия. С этой целью параллельно с текущим плани­рованием осуществляется разработка бизнес-планов. Как правило, основную роль в процессе бизнес-планирования играют разработ­ка и реализация бизнес-плана предпринимательского проекта (бизнес-плана развития фирмы).

На нынешнем этапе развития экономики бизнес-планирование имеет определенные особенности, которые предпринимателям не­обходимо учитывать при разработке планов развития фирмы:

· нестабильность экономического развития, меняющиеся пра­вила хозяйствования; ,

· относительная незащищенность предпринимателей от внеш­ней среды, зачастую весьма агрессивной;

· конкурентные возможности хозяйствующих партнеров.

В бизнес-плане дается описание основных разделов развития фирмы на конкурентном рынке с учетом собственных и заемных финансовых источников, материальных и кадровых возможностей н предлагаемых рисков, возникающих в процессе реализации предпринимательских проектов.

Бизнес-план позволяет ответить на вопрос: «Стоит ли вклады­вать денежные средства в этот проект и принесет ли доход (при­быль) его реализация». Он является количественным и качествен­ным ориентиром как для самой фирмы, так и для ее партнеров и кредиторов.

Бизнес-план — это экономически обоснованный документ. С одной стороны, он показывает реальность планируемого дела (про­екта), с другой — выступает как средство действенной рекламы для будущих инвесторов, партнеров. Как правило, бизнес-план разрабатывается на несколько (3—5) лет; на основе его показате­лей ведется годовое планирование деятельности турфирмы.

Состав и структура бизнес-плана туристской фирмы зависят от размеров предполагаемого туристского рынка, наличия конку­рентов и перспектив роста создаваемого предприятия. Чем круп­нее рынок, тем большее количество его сегментов необходимо учи­тывать. При большом количестве конкурентов требуется изучение наиболее крупных из них, их товаров и услуг, а, следовательно, и усложнение структуры бизнес-плана. Для более пристального изу­чения наиболее важные для предприятия сегменты рынка или кон­куренты могут быть вынесены в особый раздел бизнес-плана.

Жестко регламентированной структуры бизнес-плана не су­ществует. Однако в нем предусматриваются разделы, в которых раскрываются основная идея и цели, характеризуется специфика продукта предприятия и удовлетворения им потребностей рынка, дается оценка рынка и устанавливается стратегия поведения фир­мы на определенных рыночных сегментах, определяется органи­зационная и производственная структура, формируется финансо­вый проект дела, включая стратегию финансирования и предло­жения по инвестициям, описываются перспективы роста предпри­ятия, маркетинговые исследования.

При создании туристской фирмы в бизнес-плане возможны следующие разделы:

1. Общая характеристика фирмы (резюме).

2. Характеристика туристского продукта.

3. Исследование и анализ рынка туристского продукта.

4. Конкуренция на рынке туристского продукта.

5. План маркетинга. . :

6. План производства.

7. Организационный план, управление, кадры.

8. Риски в деятельности фирмы.

9. Финансовый план.

10. Приложения.

В первом разделе бизнес-плана дается характеристика фирмы и ее положение в бизнесе на основе оценки и анализа текущего состояния, выявления тенденций и путей развития.

Во втором разделе должно быть представлено назначение туристского продукта, его отличия от продуктов конкурентов, причины, побуждающие потребителей приобретать именно этот продукт, перспективы развития. Любая предпринимательская фир­ма работает на покупателей, поэтому прежде, чем произвести продукт, нужно выявить, его потенциальных покупателей, провес­ти анализ рынка.

Третий раздел бизнес-плана посвящен детальной характерис­тике рынка туристского продукта, на который данный продукт рассчитан, его структуре, сегментации, доле продукта фирмы на рынке. Как правило, процесс исследования предлагаемого рынка сбыта состоит из четырех этапов.

Во-первых, следует определить условия производства и реали­зации продукта.

Существует три основные причины для роста потребности на данном рыночном пространстве:

· увеличивается население данного рыночного пространства;

· увеличивается количество потребителей;

· потребители хотят и способны покупать больше (выше платежеспособный спрос).

В зависимости от каждого из этих факторов скорость роста спроса может быть разной. В связи с этим необходимо принимать меры, обеспечивающие выгоду бизнесу.

Во-вторых, необходимо провести анализ следующих данных:

· кто, почему, в каком количестве, когда будет готов купить туристский продукт в ближайшей и долгосрочной перспективе;

· какими должны быть цены.

Определяя максимальное число услуг, которые фирма сможет про­дать, следует оценить, сколько покупателей можно «отнять» у конку­рентов, а также у продавцов за пределами рыночного пространства.

В-третьих, на основе изложенного следует разработать меро­приятия, реализация которых позволит удерживать данную нишу рыночного пространства.

В четвертом разделе бизнес-плана дается характеристика конкурентов и их потенциала.

В пятом разделе особое внимание уделяется:

· стратегии маркетинга;

· формированию общественного мнения о фирме и ее продукте;

· методам и каналам продвижения продукта;

· формам и методам стимулирования продаж;

· рекламе.

В шестом разделе бизнес-плана необходимо показать, что ту­ристская фирма в состоянии производить нужное количество туристского продукта требуемого качества.

В седьмом разделе целесообразно показать организационную структуру фирмы:

· организационная схема управления;

· состав и функции подразделений;

· порядок координации деятельности и взаимосвязь между подразделениями;

· другие вопросы организации.

Особое внимание следует уделить проблемам подбора и оцен­ки персонала:

· определить ближайшие потребности фирмы в персонале, принимая в расчет их неизбежные изменения по мере развития бизнеса;

· определить, какого рода сотрудники будут способны выпол­нять те или иные функции;

· проанализировать взаимоотношения между сотрудниками коллектива, а также то, как будут устанавливаться для них задачи.

Необходимо продумать, как будет осуществляться набор со­трудников, их подготовка и оплата труда. Должна быть дана пол­ная характеристика личных и деловых качеств персонала фирмы, от которого будет полностью зависеть воплощение сформулиро­ванной в бизнес-плане концепции развития фирмы.

Как правило, кадровая политика руководства фирмы нацелена на решение следующих вопросов:

· принципы отбора сотрудников;

· принципы найма (контрактная система, «пожизненный наем», испытательный срок и т. д.);

· создание системы планирования профессиональной подго­товки, повышения квалификации и переподготовки кадров;

· выбор метода и периодичности оценки качества работы со­трудников;

· система продвижения работников по службе.

Целесообразно кратко изложить вопрос о технических средст­вах управления и обработки экономической информации, необхо­димой для управления фирмой.

В восьмом разделе бизнес-плана описываются виды рисков, с, ; которыми может столкнуться фирма, профилактика рисков, управ­ление ими, размеры возможных рисков, затраты на страхование.

Девятый раздел — финансовый план. Главная задача его со­ставления заключается в определении необходимого объема фи­нансовых ресурсов с учетом разумных резервов в рамках опти­мальной структуры средств (табл. 6.1).

Таблица 1.

Структура финансового плана

Наименование статьи Сумма
I. ДОХОДЫ И ПОСТУПЛЕНИЯ СРЕДСТВ  
Прибыль от реализации продукции, работ, услуг  
Прибыль от реализации прочих активов, включая нематери­альные  
Прибыль от реализации и прочего выбытия основных фондов  
Планируемые внереализационные доходы, в том числе: · от долевого участия в уставном капитале других предпри­ятий; · полученные по ценным бумагам; · от хранения денежных, средств на депозитных счетах в банках и других финансово-кредитных учреждениях; от сдачи имущества в аренду; · от продажи (покупки) валюты на аукционах, валютных курсовых разницах.  
Амортизационные отчисления  
Долгосрочные ссуды банка  
Арендная плата сверх стоимости по лизингу  
Поступление средств от других предприятий (по договорам НИР и др.)  
Прочие доходы и поступления  
Итого доходов и поступлений  
II. РАСХОДЫ И ОТЧИСЛЕНИЯ  
Налоги, уплачиваемые из прибыли по видам налогов  
Распределение чистой прибыли, в том числе: · на накопление · на потребление · резервный фонд · фонд риска  
Дивиденды акционерам  
Капитальные вложения (долгосрочные инвестиции)  
Долгосрочные финансовые вложения  
Погашение долгосрочных ссуд иоплата по ним процентов  
Прирост оборотных средств  
Погашение ссуд на прирост оборотных средств  
Прочие расходы и отчисления  
Итого расходов и отчислений  

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Что такое туристская индустрия?

2. Какие услуги предоставляют предприятия туристской индустрии?

3. Каковы отличительные черты туристского пред­приятия?

4. Назовите основные признаки организационно-пра­вовой формы туристского предприятия.

5. Расскажите об особенностях организации хозяйственных товариществ и обществ.

6. Какие виды товариществ существуют? Каковы их преимущества и недостатки?

7. Каковы особенности организации акционерных обществ?

8. Расскажите о порядке создания акционерных об­ществ работников (народных предприятий).