Тема 2. Имущество предприятия
Имущественные ценности туристского предприятия. Состав и обновление материально-технической базы предприятий и отрасли в целом. Понятие и состав оборотных и внеоборотных активов. Финансовые источники формирования имущества.
(сборка из разных тем)
Тема 3. Планирование деятельности предприятия
Значение, принципы и методы планирования. Условия, обеспечивающие качественное планирование на предприятиях отрасли туризма. Виды планирования. Методы планирования (технико-экономический, экономико-статистические, экономико-математические, экспертные оценки). Экономическое обоснование планов. Порядок разработки бизнес-плана и его структурные элементы.
Планирование— это определение основных направлений и пропорций развития производства с учетом материальных источников его обеспечения и спроса рынка. Сущность планирования проявляется в конкретизации задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации, выявлении материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач. Планирование предусматривает:
· маркетинговый анализ (анализ соответствия новых видов деятельности требованиям рынка и конкуренции);
· технико-экономический анализ (анализ соответствия новых видов деятельности специализации предприятия, его организации и технологии);
· финансовый анализ (анализ экономической эффективности новых видов деятельности).
Значение планирования:
§ позволяет устранить отрицательный эффект неопределенности;
§ позволяет сосредоточить внимание на главных проблемах;
§ позволяет добиться экономичного функционирования;
§ облегчает контроль за деятельностью предприятия.
Для успешного планирования необходимо соблюдать следующие принципы:
принцип гибкости – способность плана менять свою направленность;
принцип внесения изменений в процессе реализации плана;
принцип оптимальности.
Уровень качества планирования определяется следующими важнейшими условиями:
· компетентностью руководства фирмы на всех уровнях управления;
· квалификацией специалистов, работающих в функциональных подразделениях;
· наличием информационной базы и обеспеченностью компьютерной техникой.
Планирование предполагает:
· обоснованный выбор целей;
· определение политики;
· разработку комплекса мер и мероприятий (образы действий);
· методы достижения целей;
· обеспечение основы для принятия последующих долгосрочных решений.
Планирование направлено на оптимальное использование возможностей фирмы, в том числе наилучшее использование всех видов ресурсов и предотвращение ошибочных действий, обеспечение финансовой устойчивости и более высокой рентабельности капитала, чем у конкурентов.
Каждый менеджер (независимо от своих функциональных интересов) должен быть знаком с механизмом и смыслом выполнения и контроля финансовых планов, по крайней мере, настолько, насколько это касается его деятельности. В зависимости от направленности и характера решаемых задач различают планирование по времени: стратегическое или перспективное; текущее или среднесрочное.
Стратегическое планированиезаключается в выборе главных целей деятельности фирмы и ориентировано на определение намечаемых конечных результатов с учетом средств и способов достижения поставленных целей и обеспечения необходимыми ресурсами. При этом также разрабатываются новые возможности фирмы (например, расширение производственных мощностей и перечня туристских услуг, повышение их качества в соответствии с конъюнктурой рынка; увеличение объема продаж и доли на рынке за счет высококонкурентного туристского продукта и услуг).
Стратегическое планирование охватывает период от 5 лет и более, ставит целью дать комплексное научное обоснование проблем, с которыми может столкнуться фирма в предстоящий период, и на этой основе разработать показатели развития фирмы на плановый период.
При разработке плана основу составляют:
· анализ перспектив развития фирмы, выяснение факторов, влияющих на развитие соответствующих тенденций;
· анализ позиций в конкурентной борьбе, задача которого состоит в определении конкурентоспособности продукции фирмы на разных рынках и возможностей для повышения результатов работы в конкурентных направлениях во всех видах деятельности;
· выбор стратегии на основе анализа перспектив фирмы различных видов деятельности и определение приоритетов по конкретным видам деятельности с точки зрения ее эффективности и обеспеченности ресурсами;
· анализ направлений диверсификации видов деятельности, поиск новых более эффективных видов деятельности и определение ожидаемых результатов.
Текущее планированиезаключается в определении промежуточных целей на пути достижения стратегических задач. При этом детально разрабатываются средства и способы решения задач, использование ресурсов, внедрение новой технологии. Текущее планирование осуществляется путем детальной разработки (обычно на один год) оперативных планов для фирмы в целом и ее отдельных подразделений в региональном, отечественном и международном масштабах, в частности: программ маркетинга, планов по научным исследованиям, планов по производству, материально-техническому снабжению. Основными звеньями текущего плана являются календарные планы (месячные, квартальные, полугодовые), которые представляют собой детальную конкретизацию целей и задач, поставленных перспективным планом.
В определенной мере названная классификация планирования носит условный характер. Различие состоит в сроках получения конечного результата, а объект планирования при этом, как правило, не изменяется.
Необходимость экономического обоснования планов предопределяет систему показателей, включающую:
· количественные показатели (объем продаж, численность персонала, фонд оплаты труда, сумма прибыли, затраты, количество туристов, ночевок и др.);
· качественные показатели, выражающие эффективность производства, его отдельных факторов (производительность труда, фондоотдача, качество продукта, услуг и др.).
В настоящее время не существует какой-то строгой, официально утвержденной методологии по составлению плана экономического развития туристской фирмы. К этому процессу подходят по-разному, особенно это касается количества разделов плана.
Примерная структура плана может быть следующей:
· производственная программа, под которой понимается плановое задание по объему, номенклатуре, ассортименту и качеству туристского продукта, разработанное на основе заключенных контрактов и договоров, портфеля заказов, наличия производственных мощностей и ресурсов;
· план по издержкам (затратам);
· план по труду и кадрам;
· план инвестиций;
· план социального развития трудового коллектива;
· финансовый план.
Завершающим этапом плана является разработка сводной аналитической записки. Ее содержание строится на методологии составления традиционной для общественной практики пояснительной записки к годовому отчету.
Методы планирования
§ Нормативный или технико-экономический метод; основан на использовании при расчетах ранее разработанных и утвержденных норм, ставок, тарифов. Например, ставок налогов и сборов, норм амортизационных отчислений, которые используются при планировании затрат по ряду статей издержек, норм потребления товаров для целей прогнозирования спроса.
§ Экономико-статистические методы; в их основе лежат отчетные данные. Экстраполяция (простая и трендовая) и интерполяция. В их основе лежат отчетные данные и применение экспертной оценки как приема анализа и планирования. На практике используются метод простой и трендовой экстраполяции.
§ Экономико-математические методы; основаны на построении математического описания экономического процесса с помощью математических символов и приемов и позволяют найти количественное выражение взаимосвязи между показателями и факторами их определяющими. Математическая модель может строиться по функциональной или корреляционной связи.
Алгоритм разработки показателей при использовании экономико-математических методов состоит в следующем:
§ исходной информацией являются отчетные данные за предплановый период;
§ построение экономико-математической модели плановых показателей;
§ прогнозирование показателя на основе модели и разработка различных вариантов плановых показателей;
§ экспертная оценка перспектив развития предприятия;
§ принятие планового решения.
Метод экспертных оценок; в основе лежит использование оценок экспертов, специалистов, каждый из которых на базе отчетных данных, своих знаний, опыта, интуиции делает прогноз развития предприятия, его показателей и т.д. Затем эти оценки соответствующим образом обрабатываются и получается средняя оценка, которая и будет являться базой для плановых расчетов. Другими словами, метод экспертных оценок основан на усреднении экспертных оценок.
2. Порядок разработки бизнес-плана и его структурные элементы
В жизни любой фирмы неизбежно настает такой момент, когда для ее выживания понадобятся новые исследования и разработки, новые усовершенствованные продукты, расширение рынков и т. д. Для правильной работы фирмы необходимо спланировать все ее основные действия. С этой целью параллельно с текущим планированием осуществляется разработка бизнес-планов. Как правило, основную роль в процессе бизнес-планирования играют разработка и реализация бизнес-плана предпринимательского проекта (бизнес-плана развития фирмы).
На нынешнем этапе развития экономики бизнес-планирование имеет определенные особенности, которые предпринимателям необходимо учитывать при разработке планов развития фирмы:
· нестабильность экономического развития, меняющиеся правила хозяйствования; ,
· относительная незащищенность предпринимателей от внешней среды, зачастую весьма агрессивной;
· конкурентные возможности хозяйствующих партнеров.
В бизнес-плане дается описание основных разделов развития фирмы на конкурентном рынке с учетом собственных и заемных финансовых источников, материальных и кадровых возможностей н предлагаемых рисков, возникающих в процессе реализации предпринимательских проектов.
Бизнес-план позволяет ответить на вопрос: «Стоит ли вкладывать денежные средства в этот проект и принесет ли доход (прибыль) его реализация». Он является количественным и качественным ориентиром как для самой фирмы, так и для ее партнеров и кредиторов.
Бизнес-план — это экономически обоснованный документ. С одной стороны, он показывает реальность планируемого дела (проекта), с другой — выступает как средство действенной рекламы для будущих инвесторов, партнеров. Как правило, бизнес-план разрабатывается на несколько (3—5) лет; на основе его показателей ведется годовое планирование деятельности турфирмы.
Состав и структура бизнес-плана туристской фирмы зависят от размеров предполагаемого туристского рынка, наличия конкурентов и перспектив роста создаваемого предприятия. Чем крупнее рынок, тем большее количество его сегментов необходимо учитывать. При большом количестве конкурентов требуется изучение наиболее крупных из них, их товаров и услуг, а, следовательно, и усложнение структуры бизнес-плана. Для более пристального изучения наиболее важные для предприятия сегменты рынка или конкуренты могут быть вынесены в особый раздел бизнес-плана.
Жестко регламентированной структуры бизнес-плана не существует. Однако в нем предусматриваются разделы, в которых раскрываются основная идея и цели, характеризуется специфика продукта предприятия и удовлетворения им потребностей рынка, дается оценка рынка и устанавливается стратегия поведения фирмы на определенных рыночных сегментах, определяется организационная и производственная структура, формируется финансовый проект дела, включая стратегию финансирования и предложения по инвестициям, описываются перспективы роста предприятия, маркетинговые исследования.
При создании туристской фирмы в бизнес-плане возможны следующие разделы:
1. Общая характеристика фирмы (резюме).
2. Характеристика туристского продукта.
3. Исследование и анализ рынка туристского продукта.
4. Конкуренция на рынке туристского продукта.
5. План маркетинга. . :
6. План производства.
7. Организационный план, управление, кадры.
8. Риски в деятельности фирмы.
9. Финансовый план.
10. Приложения.
В первом разделе бизнес-плана дается характеристика фирмы и ее положение в бизнесе на основе оценки и анализа текущего состояния, выявления тенденций и путей развития.
Во втором разделе должно быть представлено назначение туристского продукта, его отличия от продуктов конкурентов, причины, побуждающие потребителей приобретать именно этот продукт, перспективы развития. Любая предпринимательская фирма работает на покупателей, поэтому прежде, чем произвести продукт, нужно выявить, его потенциальных покупателей, провести анализ рынка.
Третий раздел бизнес-плана посвящен детальной характеристике рынка туристского продукта, на который данный продукт рассчитан, его структуре, сегментации, доле продукта фирмы на рынке. Как правило, процесс исследования предлагаемого рынка сбыта состоит из четырех этапов.
Во-первых, следует определить условия производства и реализации продукта.
Существует три основные причины для роста потребности на данном рыночном пространстве:
· увеличивается население данного рыночного пространства;
· увеличивается количество потребителей;
· потребители хотят и способны покупать больше (выше платежеспособный спрос).
В зависимости от каждого из этих факторов скорость роста спроса может быть разной. В связи с этим необходимо принимать меры, обеспечивающие выгоду бизнесу.
Во-вторых, необходимо провести анализ следующих данных:
· кто, почему, в каком количестве, когда будет готов купить туристский продукт в ближайшей и долгосрочной перспективе;
· какими должны быть цены.
Определяя максимальное число услуг, которые фирма сможет продать, следует оценить, сколько покупателей можно «отнять» у конкурентов, а также у продавцов за пределами рыночного пространства.
В-третьих, на основе изложенного следует разработать мероприятия, реализация которых позволит удерживать данную нишу рыночного пространства.
В четвертом разделе бизнес-плана дается характеристика конкурентов и их потенциала.
В пятом разделе особое внимание уделяется:
· стратегии маркетинга;
· формированию общественного мнения о фирме и ее продукте;
· методам и каналам продвижения продукта;
· формам и методам стимулирования продаж;
· рекламе.
В шестом разделе бизнес-плана необходимо показать, что туристская фирма в состоянии производить нужное количество туристского продукта требуемого качества.
В седьмом разделе целесообразно показать организационную структуру фирмы:
· организационная схема управления;
· состав и функции подразделений;
· порядок координации деятельности и взаимосвязь между подразделениями;
· другие вопросы организации.
Особое внимание следует уделить проблемам подбора и оценки персонала:
· определить ближайшие потребности фирмы в персонале, принимая в расчет их неизбежные изменения по мере развития бизнеса;
· определить, какого рода сотрудники будут способны выполнять те или иные функции;
· проанализировать взаимоотношения между сотрудниками коллектива, а также то, как будут устанавливаться для них задачи.
Необходимо продумать, как будет осуществляться набор сотрудников, их подготовка и оплата труда. Должна быть дана полная характеристика личных и деловых качеств персонала фирмы, от которого будет полностью зависеть воплощение сформулированной в бизнес-плане концепции развития фирмы.
Как правило, кадровая политика руководства фирмы нацелена на решение следующих вопросов:
· принципы отбора сотрудников;
· принципы найма (контрактная система, «пожизненный наем», испытательный срок и т. д.);
· создание системы планирования профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров;
· выбор метода и периодичности оценки качества работы сотрудников;
· система продвижения работников по службе.
Целесообразно кратко изложить вопрос о технических средствах управления и обработки экономической информации, необходимой для управления фирмой.
В восьмом разделе бизнес-плана описываются виды рисков, с, ; которыми может столкнуться фирма, профилактика рисков, управление ими, размеры возможных рисков, затраты на страхование.
Девятый раздел — финансовый план. Главная задача его составления заключается в определении необходимого объема финансовых ресурсов с учетом разумных резервов в рамках оптимальной структуры средств (табл. 6.1).
Таблица 1.
Структура финансового плана
Наименование статьи | Сумма |
I. ДОХОДЫ И ПОСТУПЛЕНИЯ СРЕДСТВ | |
Прибыль от реализации продукции, работ, услуг | |
Прибыль от реализации прочих активов, включая нематериальные | |
Прибыль от реализации и прочего выбытия основных фондов | |
Планируемые внереализационные доходы, в том числе: · от долевого участия в уставном капитале других предприятий; · полученные по ценным бумагам; · от хранения денежных, средств на депозитных счетах в банках и других финансово-кредитных учреждениях; от сдачи имущества в аренду; · от продажи (покупки) валюты на аукционах, валютных курсовых разницах. | |
Амортизационные отчисления | |
Долгосрочные ссуды банка | |
Арендная плата сверх стоимости по лизингу | |
Поступление средств от других предприятий (по договорам НИР и др.) | |
Прочие доходы и поступления | |
Итого доходов и поступлений | |
II. РАСХОДЫ И ОТЧИСЛЕНИЯ | |
Налоги, уплачиваемые из прибыли по видам налогов | |
Распределение чистой прибыли, в том числе: · на накопление · на потребление · резервный фонд · фонд риска | |
Дивиденды акционерам | |
Капитальные вложения (долгосрочные инвестиции) | |
Долгосрочные финансовые вложения | |
Погашение долгосрочных ссуд иоплата по ним процентов | |
Прирост оборотных средств | |
Погашение ссуд на прирост оборотных средств | |
Прочие расходы и отчисления | |
Итого расходов и отчислений |
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Что такое туристская индустрия?
2. Какие услуги предоставляют предприятия туристской индустрии?
3. Каковы отличительные черты туристского предприятия?
4. Назовите основные признаки организационно-правовой формы туристского предприятия.
5. Расскажите об особенностях организации хозяйственных товариществ и обществ.
6. Какие виды товариществ существуют? Каковы их преимущества и недостатки?
7. Каковы особенности организации акционерных обществ?
8. Расскажите о порядке создания акционерных обществ работников (народных предприятий).