Подбор антонимов. Развитие навыков языкового анализа и синтеза

— Чтобы охрана пропустила звук [р] через ворота, надо сказать особые слова. Я буду называть слова, которые обозначают плохие качества и поступки людей, а вы будете произносить противоположные им по смыслу — хорошие слова. Зло. (Добро)Лень. (Трудолюбие)Трусость. (Храбрость)Грусть. (Радость.)Ура! Ворота открылись! За воротами — звери. Если отгадаете их названия, они помогут звуку [р], укажут ему путь.

Задания

— В названии животного первый звук [т'], последний — [р]. Кто это? (Тигр.)«Разбросайте» звуки этого слова. Какой гласный звук есть в этом слове? На каком месте стоит звук [р]? Сколько звуков в слове тигр?Соберите «рассыпанные» звуки [ж], [р], [и], [а], [ф] в слово. (Жираф.)

— Отгадайте названия животных в словах с перепутанными слогами: дил-кро-ко, ру-кен-гу, ра-зеб, блюд-вер. (Крокодил, кенгуру, зебра, верблюд.)С кем подружился звук [р]? (С крокодилом, зеброй, верблюдом, кенгуру.)Кто помог ему продолжить путь? (Верблюд.)

Падежное управление

— Идет звук [р], и вдруг перед ним сад. Что увидел звук [р]? (Фруктовый сад, цветы.)Назовите эти цветы. (Ромашки, астры, розы, георгины, нарциссы.)Сорвал звук [р] хоть один цветок? Что он подумал? (Незаметно распыляются духи.) Что вы почувствовали? (Аромат цветов.) Звук [р] любовался ... (ромашками, розами, георгинами).

Произношение звука [р] в предложениях. Словообразование

— Какие фруктовые деревья увидел звук [р]? (Грушевые, гранатовые, персиковые.)На этой лозе растет ... (виноград). Какая это лоза? (Виноградная.)Расскажите, какие фруктовые деревья угощали звук [р] плодами. (Грушевое дерево угостило его грушами, персиковое дерево персиками, виноградная лоза виноградом.)Поблагодарил звук [р] фруктовые деревья, а куда дальше идти — не знает. В саду есть цветок, который ему поможет.

Звукослоговой анализ слова

Выставляется схема слова роза из цветовых символов.

— Догадайтесь, как называется этот цветок. (Роза.)Почему вы думаете, что это роза? Как может роза помочь звуку [р]? (Роза дает ему свой розовый лепесток, который показывает направление.)

Произношение звука [р] в чистоговорках. Словотворчество детей

— Идет звук [р], песенки распевает, чистоговорки сочиняет. (Сочинение чистоговорок со словами гора, виноград, гранат.)(Ра-ра-ра, стоит высокая гора. Рад-рад-рад, растет сладкий виноград. Нат-нат-нат, я люблю гранат.)