Анализ и синтез слогов
— Сколько звуков в слоге ар?Какой первый звук в слоге ар?Какой второй звук? Какие звуки ты услышал в слоге ур?Звук [о] «подружился» со звуком [р]. Какой слог получился?
Обозначение слогов цветовыми символами.
Составление слогов из букв
Занятие 3
Автоматизация звука [р] в открытых слогах
Развитие слухового восприятия
Отстукивание ритма на бубне.
Координация дыхания, артикуляции и фонации
Игровое упражнение «Музыканты». Играем на барабане, трубе,контрабасе и тромбоне.
Произнесение слогов со сменой ударения.
Ра-ра-ра-ра; ра-ро;
ро-ро-ро-ро; ры-ру;
ру-ру-ру-ру; ру-ры-ро;
ры-ры-ры-ры; ра-ро-ру-ры.
Развитие фонематического восприятия
Какой слог лишний? Ра-ра-ра-ры, ра-ра-ра-ла.
«Придумаем имена куклам». И...(ра), Ве...(ра), Ма...(ра), Ле... (ра), Ла…(ра).
Дополни слог. Што...(ра), шпо...ра), па...(ра), ко...(ра), но...(ра).
— Какой слог исчез из слова Буратино? Бу...тино (ра).
— Какой слог исчез из слова радуга? ...дуга.
— Назови пропущенный слог. Во...та(ро), во...на(ро), ко...ва (ро), пе... (ро), кенгу... (ру), ко...(ра).
Анализ и синтез слогов
— Какой первый звук в слоге ра?Назови второй звук. Сколько звуков в слоге ра?
— Скучно одному звуку [р]. Пригласим к нему звук [у]. Звук [р] «подружился» со звуком [у]. Какой слог получился?
Аналогичное задание выполнить с другими гласными звуками.
Чтение слогов
Занятие 4
Автоматизация звука [р] в слогах со стечением согласных
Пространственная ориентировка
Расставляются игрушки в разных частях комнаты. Куда пойдешь, что найдешь? Прямо пойду — котенка найду. Назад поверну — мишку найду. Налево пойду — собачку найду. Направо пойду — лисичку найду.
Развитие голоса, дыхания и переключаемости органов артикуляционного аппарата. Согласование речи с движением
Игровое упражнение «Жонглеры». Подбрасываем шарики и произносим слоги.
Пра-про; бра-бро-бру;
пру-пры; вра-вро;
про-пру-пры; вру-вры;
бра-бро; вро-вро-вру-вры.
бру-бры;
— Какой слог лишний? Вра-вра-кра.
Развитие фонематического восприятия
Определение позиции звука [р] в словах врач, повар, радист. Обозначение места звука на звуковой линейке.
— Послушай слова прыгун, вратарь. Какой слог потерялся? ...гун, ...тарь.
— Составим слова. Скажи слог бра, а я дополню его звуком [т]. Какое слово получилось? Скажи слог вра, а я — тарь. Какое слово мы составили?
Составление букв р и в из частей.
— Какие одинаковые элементы есть в этих буквах? Найди буквы, в которых есть такие элементы.
Составление слогов из букв разрезной азбуки.
Расставить картинки на рейки: на верхнюю — в словах-названиях звук находится в начале слова, на среднюю — в словах-названиях в середине; на нижнюю — в словах-названиях в конце.