Упражнения для языка
«Щелканье».
— Чтобы блинчики испечь, включим мы электропечь.
«Печем блинчики». Просовывать между зубами тонкий распластанный язык. На языке должны оставаться следы от зубов.
«Вкусные блинчики». Облизать верхнюю губу широким языком.
«Губы с языком играют в прятки». «Спряталась верхняя губа». Закрыть верхнюю губу широким языком.
«Спрячем нижнюю губу». Закрыть нижнюю губу широким языком.
Развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата. Сочетание речи с движением
Произнесение слоговых сочетаний с движением руки: та-то (кулак — ладонь), ту-ты (ладонь — ребро), та-то-ту (кулак — ребро — ладонь).
Развитие фонематического восприятия
Игра «Поймай звук». Звуки [ш], [ж], [р], [л], [р], [л'], [р], [л]. Слоги шла, ра, жу, ру, ра, ла.
Выкладываются и называются картинки по теме «Овощи».
— Найди картинки, в названиях которых есть звук [р]. Покажи красный помидор, оранжевую морковь, зеленый горох.
Определение позиции звука [р] в словах помидор, росток, горох. Обозначение позиции звука [р] в «звуковом домике».
Занятие 3
Релаксационные упражнения
«Лошадки». Дети стоят на правой ноге, левая, согнутая в колене, касается носком пола. Руки перед грудью (напряжение), смена положения: уронить руки, встать на обе ноги (расслабление). Повторение со сменой положения ноги.
Упражнения на дыхание
«Лошадки фыркают». Сильно дуть на расслабленные губы до получения вибрации.
«Кучер останавливает лошадку». Набрав в легкие воздух, с силой выдувать его, заставляя вибрировать губы: прррррр.
Мимические упражнения
«Веселые — печальные». Рассматривание пиктограмм, изображающих лица людей в различных эмоциональных состояниях. Выразить состояние веселья и печали.
Упражнения для щек и губ
«Толстощекий хомячок». Хомячок несет за щеками зерно. Надувание обеих щек. Высыпал зерно. Втянуть щеки.
«Норка хомяка». Широкая «трубочка» с открытым ртом.
— Открой рот, вытяни губы вперед.
«Заборчик».
— На пути хомяка встретился вот такой заборчик. Улыбнись, сомкни и покажи все зубки.
Чередование широкой «трубочки» с последующим оскалом.