Предприятий отрасли туризма
Раздел 1. Экономические основы функционирования
Предприятие и отраслевой рынок. Деятельность предприятия на рынке, как реакция на конкуренцию и условия спроса-предложения. Классификация предприятий по характеру деятельности, масштабам деятельности. Организационно-правовые формы коммерческих организаций (предприятий). Факторы, определяющие выбор наиболее эффективных организационных форм функционирования предприятия в туристской отрасли.
Тема 1. Предприятие на отраслевом рынке
Экономика туризма - это прикладная наука, которая изучает поведение людей и групп в производстве, распределении, обмене и потреблении туристских продуктов, в целях удовлетворения потребностей, при ограниченности туристских ресурсов и конкуренции за их использование.
При исследовании предметов экономики туризма с целью более четкого их осмысления целесообразно выделять:
· сферу исследования - экономическая жизнь или среда, в которой осуществляется хозяйственная деятельность;
· объект исследования - экономическое явление;
· субъект исследования - человек, группа, государство;
· предмет исследования - жизнедеятельность «экономического человека», группы, государства, их экономическое поведение в связи с той экономической средой, в которой они находятся.
В процессе хозяйственной деятельности в сфере туризма экономические отношения (и выражающие их существо экономические законы) между людьми функционируют всегда как определенная система, включающая объекты и субъекты этих отношений, различные формы связей между ними.
В качестве объектов этих отношений в экономике туризма, прежде всего, выступают туристские продукты.
Субъектами этих отношений являются человек, фирма (группа), государство (общество), осуществляющие туристскую деятельность или способствующие ее осуществлению и приобретающие в связи с этим специфическое терминологическое звучание: туроператоры, турагенты, их контрагенты - исполнители туристских услуг (гостиницы, рестораны, компании-перевозчики, развлекательные комплексы и т.д.) и туристы.
Экономика туризма изучает частные закономерности, свойственные туризму, специфические условия и факторы, под влиянием которых экономические законы будут действовать в туризме с наибольшей эффективностью. Она раскрывает место и значение туризма в обеспечении социально-экономического развития экономики страны, региона, мира. Экономика туризма, таким образом, позволяет формировать эффективную экономическую политику в туризме как составную часть общей экономической политики государства или содружества государств.
Экономика туризма изучает поведение людей, которые производят, распределяют, обменивают и потребляют туристский продукт на всех уровнях данной сферы хозяйства с целью удовлетворения потребностей значительной части населения в туристских услугах.
Узловыми вопросами предмета экономики туризма являются следующие:
· объективные факторы, порождающие потребности людей в туристских услугах;
· содержание и характер потребностей людей в туристских услугах, а также классификация этих потребностей по различным критериям;
· экономическое поведение людей, потребляющих туристский продукт, и их (туристов) интересы;
· экономические особенности процессов производства туристского продукта, анализ туристской индустрии и трудового потенциала сферы туризма;
· экономические особенности процессов формирования, обмена и реализации туристского продукта в условиях современного, как внутреннего, так и внешнего, рынка;
· специфика экономического и финансового механизмов функционирования туризма как на уровне предприятия, так и на уровне отрасли;
· экономическая и социальная эффективность туризма как на микроуровне, так и на макроуровне.
Современная система туризма организационно включает следующие хозяйствующие субъекты:
· фирмы-производители туристских услуг (лечебницы, санатории, здравницы, базы отдыха, деловые консультации и др.);
· фирмы-туроператоры, то есть фирмы по разработке и реализации туристского продукта преимущественно на оптовой основе;
· фирмы-турагенты, выступающие в качестве продавцов туристского продукта, сформированного туроператорами;
· специализированные фирмы, предоставляющие услуги по размещению (пансионаты, дома отдыха, мотели, гостиницы, кемпинги и др.);
· специализированные предприятия питания (рестораны, бары, кафе, столовые и др.)
· специализированные транспортные предприятия (авиационные предприятия, автопредприятия, железнодорожные ведомства, предприятия морского и речного транспорта и т. д.);
· предприятия торговли и торговые фирмы, специализирующие на товарах для туристов;
· предприятия сферы досуга в туризме (киноконцертные залы, залы игровых автоматов и др.);
· рекламно-информационные туристские учреждения (рекламные агентства и бюро, информационно-туристские центры и т. д.);
· государственные предприятия (национальные, региональные, муниципальные предприятия унитарного или акционерного характера, занимающиеся туризмом на коммерческих началах).
Туристский спрос сталкивается со специфическим предложением целого ряда туристских продуктов и услуг. Эти туристские продукты, взятые вместе, формируют туристскую индустрию.
Структура туристской индустрии представлена на рис. 1.
Характерной особенностью индустрии туризма является то, что она объединяет в себе предприятия, производящие как материальные (товары), так и нематериальные1 продукты (услуги). Этим объясняется особенность и сложность экономики индустрии туризма. То есть продукция туриндустрии состоит из материальных и нематериальных товаров, но основой ее, безусловно, является нематериальная составляющая — услуга (сервис).
Можно привести следующую классификацию предприятий, производящих продукты и услуги для туристов:
· первичные— предназначены непосредственно для обслуживания туристов (санатории, пансионаты, турбазы и т. п.). В условиях замкнутого туристского и курортного центра почти все предприятия, находящиеся на данной территории, относятся к этой категории;
· вторичные— предназначены для обслуживания преимущественно туристов, хотя их услугами могут пользоваться и местные жители (предприятия общественного питания, культурные заведения и т. п.);
· третичные— как правило, предназначены для обслуживания местных жителей, но их услугами также могут пользоваться для удовлетворения своих потребностей и туристы (общественный транспорт, почта и т. п.).
Туристские предприятия— это самостоятельно хозяйствующие субъекты, которые на основе использования имущества трудовым коллективом производят и реализуют продукцию, выполняют работы, оказывает услуги.
Туристские предприятия могут иметь различную форму собственности (государственные, частные, общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества и т. д.), производить туристские товары и услуги для одного или более индивидуумов. Все туристские предприятия являются частью туристской индустрии, которая производит товары и услуги. Туристский бизнес представлен исключительно широко: от индивидуальных туристских предприятий до туристских компаний и разнообразных форм их объединений.
Главной задачей туристского предприятия является хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов персонала предприятия и интересов собственника имущества.
Туристское предприятие осуществляет виды деятельности, направленные на организацию досуга, рекреации, отдыха и лечения населения, посещение путешественниками знакомых и родственников и прочие цели, не запрещенные законодательством и соответствующие уставу.
Туристское предприятие выполняет следующие функции:организация; маркетинг; производство; продажа (сбыт); закупка; финансовая деятельность; управление. Каждый работник является исполнителем одной из этих функций и участвует в повышении эффективности производства.
Кратко охарактеризуем функции туристского предприятия:
1. Функция организациидолжна исключать длительное «межсезонье», частые ремонтные работы, простои производственных помещений, чрезмерное административное влияние, неправильное ведение документации, перегрузку служб, очереди на обслуживание.
2. Функция маркетингасостоит в определении и прогнозировании деятельности предприятия с учетом того, какими будут запросы клиентов через несколько лет, каковы будут скорость и стоимость транспортных перевозок, возникнет ли необходимость менять клиентуру, каким клиенты хотели бы видеть предприятие в будущем и т. д.
3. Функция производствасостоит в изготовлении и предоставлении качественного туристского продукта и услуг по конкурентоспособной цене и в соответствии с требованиями клиентов. Формирование нового продукта требует взаимодействия производственной службы, знающей технологические требования, с коммерческой и маркетинговой службами, которым известны требования клиентуры.
4. Функция продажи (сбыта).Весь коллектив должен обеспечивать контакты с клиентами, изучать и искать рынки сбыта для реализации туристского продукта своего предприятия.
Функция продажи (сбыта) осуществляется через использование:
· банка данных клиентуры (списки, адреса лиц и организаций - постоянных и потенциальных клиентов);
· системы информационных контактов с клиентами (каталоги, письма, другая корреспонденция, телефонные переговоры, визиты);
· обратной связи с клиентурой;
· принятого порядка оформления заказов и проверки их выполнения.
5. Функция закупокосуществляется службой закупок, которая должна полностью удовлетворять потребности производства и сырье (товарах), учитывать сроки поставок, вести переговоры по поводу приемлемых закупочных цен.
6. Финансовая функциясостоит в осуществлении кредитных и финансовых операций, в том числе своевременных выплат заработной платы, займов и процентов за их использование, контроля за движением средств предприятия, его платежеспособности.
7. Функция управленияобеспечивает достижение туристским предприятием финансовой (извлечение' прибыли, которая позволит обеспечить его развитие) и социальной (участие в развитии национальной экономики и, создании долговременных рабочих мест) целей. Стратегия достижения и совмещения этих двух целей разрабатывается дирекцией под контролем владельцев. Руководство туристским предприятием должно быть централизованным, когда нужно быстро принять решение, и с делегированием полномочий (децентрализованным), когда сотрудникам предоставляются автономия и инициатива.