Предприятий отрасли туризма

Раздел 1. Экономические основы функционирования

Предприятие и отраслевой рынок. Деятельность предприятия на рынке, как реакция на конкуренцию и условия спроса-предложения. Классификация предприятий по характеру деятельности, масштабам деятельности. Организационно-правовые формы коммерческих организаций (предприятий). Факторы, определяющие выбор наиболее эффективных организационных форм функционирования предприятия в туристской отрасли.

 

Тема 1. Предприятие на отраслевом рынке

Экономика туризма - это прикладная наука, которая изучает поведение людей и групп в производстве, распределении, обмене и потреблении туристских продуктов, в целях удовлетворения по­требностей, при ограниченности туристских ресурсов и конкурен­ции за их использование.

При исследовании предметов экономики туризма с целью более четкого их осмысления целесообразно выделять:

· сферу исследования - экономическая жизнь или среда, в кото­рой осуществляется хозяйственная деятельность;

· объект исследования - экономическое явление;

· субъект исследования - человек, группа, государство;

· предмет исследования - жизнедеятельность «экономического человека», группы, государства, их экономическое поведение в связи с той экономической средой, в которой они находятся.

В процессе хозяйственной деятельности в сфере туризма экономиче­ские отношения (и выражающие их существо экономические законы) между людьми функционируют всегда как определенная система, вклю­чающая объекты и субъекты этих отношений, различные формы связей между ними.

В качестве объектов этих отношений в экономике туриз­ма, прежде всего, выступают туристские продукты.

Субъектами этих от­ношений являются человек, фирма (группа), государство (общество), осуществляющие туристскую деятельность или способствующие ее осуществлению и приобретающие в связи с этим специфическое терми­нологическое звучание: туроператоры, турагенты, их контрагенты - ис­полнители туристских услуг (гостиницы, рестораны, компании-перевоз­чики, развлекательные комплексы и т.д.) и туристы.

Экономика туризма изуча­ет частные закономерности, свойственные туризму, специфические условия и факторы, под влиянием которых экономические законы будут действовать в туризме с наибольшей эффективностью. Она раскрывает место и значение туризма в обеспечении социально-эко­номического развития экономики страны, региона, мира. Экономика туризма, таким образом, позволяет формировать эффективную эко­номическую политику в туризме как составную часть общей эконо­мической политики государства или содружества государств.

Экономика туризма изучает поведение людей, которые про­изводят, распределяют, обменивают и потребляют туристский продукт на всех уровнях данной сферы хозяйства с целью удов­летворения потребностей значительной части населения в ту­ристских услугах.

Узловыми вопросами предмета экономики туризма являются следующие:

· объективные факторы, порождающие потребности людей в туристских услугах;

· содержание и характер потребностей людей в туристских услугах, а также классификация этих потребностей по различным критериям;

· экономическое поведение людей, потребляющих турист­ский продукт, и их (туристов) интересы;

· экономические особенности процессов производства тури­стского продукта, анализ туристской индустрии и трудового потенциала сферы туризма;

· экономические особенности процессов формирования, об­мена и реализации туристского продукта в условиях современ­ного, как внутреннего, так и внешнего, рынка;

· специфика экономического и финансового механизмов функционирования туризма как на уровне предприятия, так и на уровне отрасли;

· экономическая и социальная эффективность туризма как на микроуровне, так и на макроуровне.

Современная система туризма организационно включает сле­дующие хозяйствующие субъекты:

· фирмы-производители туристских услуг (лечебницы, са­натории, здравницы, базы отдыха, деловые консультации и др.);

· фирмы-туроператоры, то есть фирмы по разработке и реа­лизации туристского продукта преимущественно на оптовой основе;

· фирмы-турагенты, выступающие в качестве продавцов ту­ристского продукта, сформированного туроператорами;

· специализированные фирмы, предоставляющие услуги по размещению (пансионаты, дома отдыха, мотели, гостиницы, кемпинги и др.);

· специализированные предприятия питания (рестораны, бары, кафе, столовые и др.)

· специализированные транспортные предприятия (авиа­ционные предприятия, автопредприятия, железнодорожные ведом­ства, предприятия морского и речного транспорта и т. д.);

· предприятия торговли и торговые фирмы, специализи­рующие на товарах для туристов;

· предприятия сферы досуга в туризме (киноконцертные залы, залы игровых автоматов и др.);

· рекламно-информационные туристские учреждения (рек­ламные агентства и бюро, информационно-туристские центры и т. д.);

· государственные предприятия (национальные, региональ­ные, муниципальные предприятия унитарного или акционерного характера, занимающиеся туризмом на коммерческих началах).

Туристский спрос сталкивается со специфическим предложе­нием целого ряда туристских продуктов и услуг. Эти туристские продукты, взятые вместе, формируют туристскую индустрию.

Структура туристской индустрии представлена на рис. 1.

 

 
 

Характерной особенностью индустрии туризма является то, что она объединяет в себе предприятия, производящие как материаль­ные (товары), так и нематериальные1 продукты (услуги). Этим объ­ясняется особенность и сложность экономики индустрии туризма. То есть продукция туриндустрии состоит из материальных и не­материальных товаров, но основой ее, безусловно, является нема­териальная составляющая — услуга (сервис).

Можно привести следующую классификацию предприятий, производящих продукты и услуги для туристов:

· первичные— предназначены непосредственно для об­служивания туристов (санатории, пансионаты, турбазы и т. п.). В условиях замкнутого туристского и курортного центра почти все предприятия, находящиеся на данной территории, относятся к этой категории;

· вторичные— предназначены для обслуживания преиму­щественно туристов, хотя их услугами могут пользоваться и мест­ные жители (предприятия общественного питания, культурные за­ведения и т. п.);

· третичные— как правило, предназначены для обслужи­вания местных жителей, но их услугами также могут пользовать­ся для удовлетворения своих потребностей и туристы (обществен­ный транспорт, почта и т. п.).

Туристские предприятия— это самостоятельно хозяйствую­щие субъекты, которые на основе использования имущества тру­довым коллективом производят и реализуют продукцию, выполня­ют работы, оказывает услуги.

Туристские предприятия могут иметь различную форму собст­венности (государственные, частные, общества с ограниченной от­ветственностью, акционерные общества и т. д.), производить ту­ристские товары и услуги для одного или более индивидуумов. Все туристские предприятия являются частью туристской индуст­рии, которая производит товары и услуги. Туристский бизнес пред­ставлен исключительно широко: от индивидуальных туристских предприятий до туристских компаний и разнообразных форм их объединений.

Главной задачей туристского предприятия является хозяйст­венная деятельность, направленная на получение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов персона­ла предприятия и интересов собственника имущества.

Туристское предприятие осуществляет виды деятельности, на­правленные на организацию досуга, рекреации, отдыха и лечения населения, посещение путешественниками знакомых и родствен­ников и прочие цели, не запрещенные законодательством и соот­ветствующие уставу.

Туристское предприятие выполняет следующие функции:организация; маркетинг; производство; продажа (сбыт); закупка; финансовая деятельность; управление. Каждый работник является исполнителем одной из этих функ­ций и участвует в повышении эффективности производства.

Кратко охарактеризуем функции туристского предприятия:

1. Функция организациидолжна исключать длительное «межсезонье», частые ремонтные работы, простои производственных помещений, чрезмерное административное влияние, неправильное ведение документации, перегрузку служб, очереди на обслуживание.

2. Функция маркетингасостоит в определении и прогно­зировании деятельности предприятия с учетом того, какими будут запросы клиентов через несколько лет, каковы будут скорость и стоимость транспортных перевозок, возникнет ли необходимость менять клиентуру, каким клиенты хотели бы видеть предприятие в будущем и т. д.

3. Функция производствасостоит в изготовлении и пре­доставлении качественного туристского продукта и услуг по конкурентоспособной цене и в соответствии с требованиями клиентов. Формирование нового продукта требует взаимодействия производственной службы, знающей технологические требования, с коммерческой и маркетинговой службами, которым известны требования клиентуры.

4. Функция продажи (сбыта).Весь коллектив должен обеспечивать контакты с клиентами, изучать и искать рынки сбы­та для реализации туристского продукта своего предприятия.

Функция продажи (сбыта) осуществляется через использование:

· банка данных клиентуры (списки, адреса лиц и организаций - постоянных и потенциальных клиентов);

· системы информационных контактов с клиентами (каталоги, письма, другая корреспонденция, телефонные переговоры, визиты);

· обратной связи с клиентурой;

· принятого порядка оформления заказов и проверки их вы­полнения.

5. Функция закупокосуществляется службой закупок, ко­торая должна полностью удовлетворять потребности производства и сырье (товарах), учитывать сроки поставок, вести переговоры по поводу приемлемых закупочных цен.

6. Финансовая функциясостоит в осуществлении кредитных и финансовых операций, в том числе своевременных выплат заработной платы, займов и процентов за их использование, кон­троля за движением средств предприятия, его платежеспособности.

7. Функция управленияобеспечивает достижение туристским предприятием финансовой (извлечение' прибыли, которая позволит обеспечить его развитие) и социальной (участие в разви­тии национальной экономики и, создании долговременных рабо­чих мест) целей. Стратегия достижения и совмещения этих двух целей разрабатывается дирекцией под контролем владельцев. Руководство туристским предприятием должно быть централизо­ванным, когда нужно быстро принять решение, и с делегирова­нием полномочий (децентрализованным), когда сотрудникам пре­доставляются автономия и инициатива.