Развитие координированной деятельности дыхания, фонации и артикуляции

Произносить слоговые сочетания гро-гру, гры-гра на одном выдохе со сменой высоты голоса. Волна подняла наш корабль вверх (произносится слог гра высоким голосом), опустила вниз (произносится слог гру низким голосом).

Произнесение сочетаний, состоящих из существительных и прилагательных. Согласование существительных и прилагательных в числе и роде

Наш корабль приплыл к Оранжевому острову. Здесь все ... (оранжевое). Трава ... (оранжевая), ручьи ... (оранжевые), рыба в ручьях ... (оранжевая). Дома ... (оранжевые), крыши на домах ... (оранжевые). На фруктовых деревьях растут ... (оранжевые)персики, груши, (оранжевая)хурма и даже (оранжевый)виноград.

— Повтори, что ты увидел. А вот и жители Оранжевой страны. Поздоровайся с ними. Придумай им имена со звуком [р]. Какая рубашка на мальчике? Какие на нем брюки? В какой сарафан одета девочка? (Оранжевый сарафан.)Восхитись одеждой мальчика и девочки. (Какой красивый у тебя сарафан! Какая красивая у тебя рубашка!)Они спрашивают, какого цвета бывают предметы в нашей стране. Расскажи, какие предметы красного цвета ты знаешь. (Красные помидоры, перцы, астры, георгины. В комнате можно увидеть красный ковер, красные покрывала, шторы, дорожки.)

Развитие памяти

Игра «Чего не стало?». (Не стало оранжевой хурмы.)

Фонематический анализ и синтез слов хурма, астры с использованием символов

— Покажи Роме и Рае, как мы обозначаем звуки в словах.

Чтение или составление слов из букв разрезной азбуки

— Пора возвращаться домой. Жители Оранжевой страны дарят нам оранжевые сапоги-скороходы, в них мы быстро вернемся обратно.

Развитие фонематических представлений

— Где мы с вами побывали? Какие предметы со звуком [р] ты запомнил? Называй сразу два слова — оранжевый... .

Автоматизация звука в предложениях

Структура занятия

Стимулирование речевой активности детей, развитие коммуникативной функции речи — основные задачи этого периода. Работу по автоматизации звуков у детей с общем недоразвитием речи необходимо сочетать с введением в речь разных типов предложений.

Сначала перед малышами ставятся самые простые вопросы: Кто это? Что это? Что делает мальчик? Что делает собака? Что делают молотком? Что делают ручкой? Затем вопросы усложняются, и дети постепенно овладевают предложно-падежным управлением, навыками употребления в речи простых (распространенных и нераспространенных) и сложных (сложносочиненных и сложноподчиненных) предложений.