Словообразование
Посуда
Я учу свою сестренку:
Масло я кладу в масленку,
В чайник чай я наливаю.
И про соль, конечно, знаю:
Я насыплю соль в солонку —
Не просыпать бы тихонько.
Мама кофе очень любит,
Для него кофейник служит.
А для супа — супница,
Знаю все, я — умница.
А детки догадаются,
Как это называется?
Н. Нищева
«Подбери слову пару».
Выкладываются картинки с изображением продуктов (салат, суп, сухари, сок, соус, соль, масло, сахар).
— Незнайка спрашивает, куда можно положить или налить эти продукты? Сахар — в ... (сахарницу). Соус — в ... (соусник). Салат — в ... (салатницу), суп в ... (супницу), сухари — в ... (сухарницу), мясо в ... (кастрюлю), сок в ... (стакан).
— Куда положить салфетки? Салфетки — в ... (салфетницу).
Развитие пространственного восприятия и памяти
Выполнение заданий.
— Поставь стакан рядом с термосом, тарелку — между ложкой и вилкой. Где стоит термос?
Выполнение аналогичных заданий с использованием наречий и предлогов перед, справа, слева, за.
Игры «Что где стояло?», «Что изменилось?».
Итог занятия
— Какой звук вы повторяли? Вы очень старались, мне и Незнайке понравилось, как вы красиво произносили звук [с].
Конспект занятия 2
Автоматизация звука [р] в словах и словосочетаниях
на основе лексической темы
«Путешествие в Оранжевую страну»
Оргмомент
Сообщение темы занятия.
— Сегодня мы с вами отправимся в сказочную Оранжевую страну. Покажите, достаточно ли у вас сил, чтобы добраться туда.
Релаксационные упражнения.
«Сильные и слабые». «Тренировка» в поднимании штанги.
— Садитесь к зеркалу. Сделаем разминку для пальчиков.
Развитие моторики пальцев рук
— По дороге мы пойдем, в Оранжевую страну придем. (Прикасаются пальчиками к столу, имитируя ходьбу.) Труден будет путь у нас, я на корабль приглашаю вас. (Сложите из ладошек кораблик.) По волнам, по волнам плывем к далеким островам. (Дети рисуют пальцами обеих рук волны, произнося слоги ра-ро-ру-ры.)
Массаж или самомассаж
Легкий ветерок — бриз — ласкает ваши лица (поглаживание). Налетела туча, пошел дождь (постукивание подушечками пальцев), поднялись огромные волны (глубокое разминание, приподнимание углов рта и щек четырьмя пальцами). Опять выглянуло солнышко и ласкает ваши лица (поглаживание, расслабление).
Мимические упражнения
Поднялся шторм. Покажите, как вам стало страшно. А теперь покажите, какие вы смелые, мужественные и храбрые.
Артикуляционные упражнения(на усмотрение логопеда)