Прилагательное
Ответы на вопросы какой? какая? какое? какие?
Подбери слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какие?
Нахождение и называние предмета по определенному признаку:
— по цвету (красный помидор);
— форме (круглый стол);
— размеру (огромный арбуз);
— принадлежности (бабушкин, дедушкин, медвежий, лисий, волчий);
— материалу (стеклянный, деревянный, глиняный).
«Угадай-ка». Угадай, что это — спелый, сочный, красный, мягкий. Ты говори о предмете, какой он, а я буду угадывать, что это.
Вспомни и назови, какие бывают огурцы.
Изменение прилагательных по родам и числам. (Спелое яблоко. Спелые яблоки. Много спелых яблок.)
Правильно ли я сказала? Исправь мою ошибку. (Спелый яблоко.)Какие бывают яблоки? (Сладкие.)Сладкий лимон. (Лимон кислый.)Какие бывают лимоны? (Кислые.)
Дополни третье слово со звуком [с]. Помидор ... (красный, спелый, ...).
Согласование существительных с числительным. Сосчитай предметы. Сколько их?
Согласование существительных с прилагательным, с числительным. Сосчитай. Сколько красных яблок лежит на тарелке?
Для составления словосочетаний используются следующие задания: «Найди слову пару», «Исключи лишнее слово», «Повтори слова и добавь свое», «Дополни слово», «Исправь мою ошибку».
Местоимение
Согласование местоимений мой, моя, мои, наш, ваши с существительными. Ответы на вопросы чей? чья? чьи?
Лексико-грамматические упражнения сочетаются с заданиями на развитие памяти и мышления. В работу над словосочетанием можно включать игры, уже использовавшиеся в работе над словом: «Что изменилось?», «Чего не стало?», «Посмотри, запомни и повтори», «Послушай и повтори», «Сделай, как было» и др. Ребенок использует в своей речи не только существительные, но и прилагательные. Например, красный помидор находится между красной морковкой и красным перцем, не стало красного помидора и т. п.
Кроме того, на этапе работы над словосочетанием в занятия включаются задания на развитие функции языкового анализа и синтеза.
Фонематический анализ и синтез 2—3 слов с использованием цветовых символов должен являться неотъемлемой частью каждого занятия, так как это основа будущего успешного обучения в школе. Чтение слов будет способствовать выработке автоматизма произнесения того или иного звука.
Конспекты занятий
Конспект занятия 1
Автоматизация звука [с] в словах и словосочетаниях на основе лексической темы «Посуда»