Задания, способствующие формированию навыков словообразования
Образование существительных и прилагательных с помощью суффиксов.
«Скажи ласково».
Какое слово получится, если к слову дочь добавить -енька?
Чулки — чулочки, носки — носочки, копейка — копеечка, красный — красненький, белый — беленький.
Образование сложных слов (существительных и прилагательных).
Снег падает — снегопад, по снегу ходит — снегоход, снег убирает — снегоуборочная (машина), сам летает — самолет.
Образование глаголов с помощью приставок с-, на-, по-, про-, в-, вы-, под-, от-, у-, пере-, за-, от-, на-, вы-.
«Я назову первую часть, а вы — слово». При... (сели, летели, бежали, скакали). Какие новые слова получились? Составь новое слово из двух. Доброе сердце — ...(добросердечный).
«Выбери нужное слово». Папа зашел — вышел из комнаты.
Подскажи первую часть слова. Птицы ...летели к кормушке.
Каких два слова спрятались в одном? Каких два слова спрятались в слове добродушный?(Добрая душа)
Чтение слов.
Автоматизация звука в словосочетаниях
Соединение слов по смыслу — сложное языковое явление. Словосочетания являются базой для составления предложений. Работа над словосочетанием может проводиться как самостоятельное занятие непродолжительное время, в основном эта работа включается в другие занятия. Вопросы: Можно ли так сказать? Почему нельзя так сказать? Какое слово лучше подходит? — будут способствовать усвоению детьми сочетаемости слов. Словосочетания могут состоять из прилагательного и существительного (зеленый автомобиль, кудрявый барашек, бабушкина шаль), причастия и существительного (скачущий всадник), числительного и существительного (пять овец), глагола и наречия (прыгнул высоко, бегает быстро), местоимения и существительного (мой карандаш, мои карандаши), глагола и местоимения (увидел его, увидел ее, увидел их). Используются также задания на подбор предметов к действиям (пишет ...ручкой, карандашом, фломастером), действий к предметам (красками, карандашами, фломастерами ... рисует). Целенаправленная отработка с детьми определенных грамматических форм приведет к последующему использованию их в самостоятельной речи.
Задания, способствующие усвоению сочетаемости слов
Согласование существительного с числительным, прилагательным, местоимением и существительным.