Релаксация
— Представь, что мы с тобой собираемся в горы. У нас очень тяжелый рюкзак (напряжение). Сними рюкзак (расслабление).
Артикуляционные упражнения (на усмотрение логопеда)
Координация дыхания, артикуляции и фонации. Развитие памяти и внимания. Запоминание и воспроизведение слоговых рядов со сменой интонации и ударения.
«Горное эхо»: ар-ар-ар-ар-ар (громко), ар-ар-ар-ар-ар (тихо).
«Разговоры горных троллей». Тролли увидели нас и беседуют между собой:
— Ор-ор-ор?(вопросительно)
— Ур-ур-ур. (утвердительно)
— Ыр-ыр-ыр-ыр. (обиженно)
— Яр-яр-яр-яр. (с горечью)
— Ер-ер, ер-ер, ер-ер. (приветливо)
— Юр-юр, юр-юр, юр-юр!(радостно)
— Ир-ир, ир-ир, ир-ир. (печально)
Произносить слоги в сочетании с движениями указательного пальца.
Игровое задание «Поднимаемся на гору, спускаемся с горы»: ар-ор-ир-ур; ир-ур-ыр-ар; яр-ер-юр-ир.
Развитие речеслухового внимания
Отстукивать ритмический рисунок слов горы, тролли, порт, арка, Ира, забор, юрта, шофер, зефир, артист, армия, Антарктида.
Развитие фонематического восприятия
— Какого звука не хватает? Узо..., абажу..., ти..., жи..., монте..., вее..., вете..., зефи..., мото..., акте... .
— Подскажи слог. Мо...(тор), свето...(фор), ко... (вер), кос...(тер), мухо...(мор), поми...(дор), за...(бор), то...(пор).
«Правильно — неправильно».
— Я буду называть слова правильно и неправильно, а ты хлопни в ладошки, если я скажу слово правильно. Тефир, зефир, ковар, повар, шахтер, чахтер, мамидор, помидор.
Анализ и синтез слогов
Обозначение слогов цветовыми символами.
— Сколько звуков в слоге ар?Какой первый звук в слоге ар?Какой второй звук? Какие звуки ты услышал в слоге ур?Звук [о] «подружился» со звуком [р]. Какой слог получился?
Составление слогов из букв.
Конспект занятия 2
Автоматизация звука [л] в слогах (интервокальное положение)
Оргмомент
Развитие пространственного и слухового восприятия.
— Откуда показалась пожарная машина (космический корабль)?
Определить направление звука (сигнал пожарной машины или космического корабля).
Релаксационные упражнения. Изобразить инопланетянина-робота (напряжение), затем человека-инопланетянина (расслабление).
Развитие моторики пальцев рук
Массаж или самомассаж
Развитие артикуляционной моторики
Выполнение артикуляционных упражнений с учетом индивидуальных особенностей ребенка.