Развитие речевого дыхания и голоса. Упражнения на развитие силы и направления воздушной струи по средней линии языка

«Вышел котенок на улицу, а там дует легкий ветерок». Губы в улыбке, зубы разомкнуть. Дуть на высунутый язык, лежащий на нижней губе. Поднести ко рту тыльную сторону ладони, ощутить «холодный ветерок». «Дует холодный ветерок, кружит ветерок осенние листочки».

«Поднялась буря». Послушать, как гудит буря. Поднести к нижней губе пузырек с узким горлышком и подуть. Если в пузырьке появился шум, значит, воздушная струя направлена правильно. Произнести звук [у] на выдохе с изменением силы и высоты голоса: у-у-у-у-у-у.

Самомассаж

«Кошечка умывается». Кошечка моет лобик, щечки, ротик. Дети поглаживают лоб, щеки, круговые мышцы рта. Затем делают круговые поглаживающие движения в углах рта (больше на стороне сглаженной носогубной складки).

Мимические упражнения

Изобразить плачущую киску.

 

Плачет киска в коридоре,

У нее большое горе:

Злые люди бедной киске,

Не дают украсть сосиски.

Б. Заходер

 

«Киска засыпает». «Спи глазок, спи другой». Зажмурила киска правый глаз, затем открыла. Зажмурила левый глаз, потом открыла.

Формирование правильной артикуляции

Упражнения на развитие подвижности нижней челюсти. «Киска зевает». Широко открыть рот.

«Киска просит молочка».

Упражнения для губ и щек.

В гости к киске пришла собачка.

«Собачка рассердилась, у нее хотят отнять косточку». Прикусывать нижнюю губу верхними зубами.

Упражнения для языка (распластывание и укрепление его боковых краев).

«Кошка побежала по дорожке». Показать, какая была ровная дорожка. Широко открыть рот, кончик языка прижать к нижним зубам, спинку языка опустить на «донышко».

«Кошачьи дразнилки». Положить широкий язык на нижнюю губу и произносить слоги пя-пя-пя-пя-пя.

Упражнение на опускание кончика языка за нижние зубы.

«Кошка лакает молочко». Высовывать широкий язычок изо рта и прятать его в рот.

Игра «Я — не я». Логопед произносит фразы, а ребенок отвечает «И я» или «Не я».

— Я люблю кормить животных. Я люблю гладить котенка. Я покормлю щенка мышкой. Я посажу в клетку жеребенка. Я сделаю собаке конуру. Я посажу кролика в конуру. И т. д.

Формирование зрительного образа звука [с]

— Посмотри, как губы улыбаются, язычок прячется за нижние зубы. (Показ артикуляции.)

Закрепление слухового образа звука.

— Киска коготком проколола шарик. Послушай, как свистит воздух: с-с-с-с. Ты тоже скоро научишься так произносить звук.

Формирование кинестетического образа звука (ощущения положения органов артикуляции)

Показ положения органов артикуляции с помощью пальцев рук. Сначала показывает логопед, а затем — ребенок.