Задания, используемые в период работы над постановкой и закреплением правильного произношения звука в изолированном звучании
Развитие умения дифференцировать звук от других звуков, далеких по артикуляционным и акустическим признакам.
Игра «Поймай звук». Слышать звук в ряду других звуков или слоговых сочетаний. (Хлопнуть в ладоши или поднять руку, если в слове будет изучаемый звук.)
Умение выделить звук из слова. (Есть ли звук [с] в слове санки?)
Определение места звука в слове. (Где находится звук [с] в слове сад?Где находится звук [с] в слове носки?Где находится звук [с] в слове поднос?Где находится звук [с] — в начале, в середине или в конце слова?)
Найдите фрукты, в названиях которых есть звук [с] (выкладываются картинки с изображением яблока, груши, сливы, абрикоса).
Выберите картинки, в словах — названиях которых имеется звук [с] из ряда других.
Чтобы занятия были разнообразнее и всесторонне развивали ребенка, необходимо включать задания на развитие познавательных процессов (восприятия, памяти, внимания).
Это могут быть игры «Сделай, как было»; «Покажи, чего не стало»; «Послушай слова и выложи картинки в такой же последовательности».
Обозначение звука буквой вводится сразу же после появления этого звука у ребенка, например: «Это буква р. Большая буква называется заглавной (прописной), а маленькая — строчной. Буквой р можно обозначить звуки [р] и [р']».
Конспект занятия по постановке звука [с]
Лексическая тема «Домашние животные»
Материал: игрушки (котенок, собачка и др.).
Оргмомент
Вносится игрушка — котенок.
— Кто пришел к нам на занятие?
Релаксационные упражнения. Развитие пространственного восприятия.
Игра «Кот Васька».
Вот открылась тихо дверь
И вошел усатый зверь.
Потянулся сладко-сладко (напряжение)
И улегся под кроватку (расслабление).
— Куда спрятался кот Васька?
Игрушка ставится в разные места кабинета, а ребенок называет, где спрятался котенок.
Развитие мелкой моторики
— Покажем, какие острые коготки у котенка.
У кошкиной дочки
На лапках — коготочки.
Ты их спрятать не спеши,
Пусть посмотрят малыши!
Прижать подушечки пальцев правой руки к верхней части ладони. Затем повторить игру со второй рукой. Несколько раз сжимать и разжимать пальцы обеих рук одновременно.