Идейные истоки французского материализма XVIII в., природная и социальная детерминация психики
Под влиянием Локка (сенсуалистические идеи), Декарта (объективное направление), а также в связи с успехами естествознания в 18 веке во Франции складывается эмпирическая психология.
Учение Локка здесь появляется в результате деятельности аббата де Кондильяка (светское имя Этьен Бонно) (1715-1780), который считал, что чем больше ощущений, тем сложнее психическая жизнь. При этом ведущий орган чувств – осязание. Только оно предоставляет абсолютно адекватные образы вещей. Познание запускается потребностями – беспокойством из-за отсутствие какого-либо предмета, ведущего к удовольствиям. Благодаря потребностям «возникают все душевные и телесные привычки». Душа – совокупность модификаций ощущений. Связи ощущений с телом не обсуждаются.
Идеи Декарта и Кондильяка нашли дальнейшее развитие у материалистов 18 века Ж. Ламетри (1709-1751), Д. Дидро (1713-1784), П. Гольбаха (1723-1789), К. Гельвеция (1715-1771) и П. Кабаниса (1757-1808). Они преодолевают дуализм и в понимании мироздания и в понимании внутреннего мира человека.
Ламетри (1709-1751)рассматривает человека как часть природы и указывает на преемственность в развитии от животных к человеку («Человек-растение»).Дени Дидро считается одним из самых оригинальных французских мыслителей. Разделяя материю на живую и неживую, он полагал, что органическая форма материи происходит из неорганической.Поль (Пауль) Гольбах. В его «Системе природы» нет места для духовной субстанции. Человек – совершеннейшая часть природы. Благодаря высокой телесной организации человек наделён способностью чувствовать, мыслить и действовать.
Помимо утверждения природного детерминизма, французские материалисты сделали первый шаг к идее детерминизма социального. Особая заслуга тут принадлежит Клоду Гельвецию (1715-1771), который показал, что человек не только продукт природы, но и продукт социального окружения и воспитания (один шаг до марксизма, согласно которому человек не только продукт обстоятельств, но и их, обстоятельств, творец).
Эти «социальные традиции» в дальнейшем получили своё максимальное развитие уже в ХIX веке в работах Огюста Конта (1798-1857) и Эмиля Дюркгейма (1858-1917).