Упражнения

В следующих предложениях определите границы речевых так­тов и поставьте разъединительные или соединительные паузы разной длительности.

1. «Здесь Чичиков вышел совершенно из границ всякого тер­пения, хватил в сердцах стулом об пол и посулил ей черта. Черта помещица испугалась необыкновенно». (Н. Гоголь. «Мертвые души».)

2. «Княжна Мери видела все это лучше меня». (М. Лермон­тов. «Герой нашего времени».)

3. «Проходивший франтик с рыжими кудряшками и голубою лентой на низкой шляпе обернулся и с язвительною усмешкой посмотрел на Бамбаева». (И. Тургенев. «Дым».)

4. «Беркутов. Только постарайтесь, чтоб вас не заметили; вообще не будьте очень откровенны и не болтайте пустяков. Вы отдали пятнадцать рублей Михаилу Борисычу?» (А. Н. Ост­ровский. «Волки и овцы».)

5. «У берега бабы и солдаты стирали белье, шлепая валька­ми». (Г. Успенский. «Нравы Растеряевой улицы».)

6. «Ученый смотрит на часы и берется за книгу». (А. Чехов. «Иван Матвеич».)

7. «Иона и его лошаденка не двигаются с места уже давно». (А. Чехов. «Тоска».)

8. «Их было только двое: ветеринарный врач Иван Иваныч и учитель гимназии Буркин». (А. Чехов. «Человек в фут­ляре».)

9. «Токарь опускает вожжи и задумывается». (А. Чехов. «Горе».)

 

10.«В большой зале уже гремел оркестр и начались танцы». (А. Чехов. «Анна на шее».)

11.«Теперь голоса людей и плеск моря стали слышней». (М. Горький. «Челкаш».)

12.«Ледяной стужей ознаменовал свое вступление в историю тысяча девятьсот двадцать четвертый год». (Н. Островский. «Как закалялась сталь».)

13. «Задолго до света Ильинична затопила печь и к утру уж
ш.шекла хлеб и насушила две сумы сухарей».

«У молодых французских лейтенантов сквозь внешний лос приличия и притворной французской любезности начали про (ншаться в разговорах с казачьими генералами холодны потки снисходительности и высокомерия». (М. Шолохов. «Тихий Дон».)

14. «Весь вечер режиссер рассказывал мне удивительные ис
Гории, связанные с находкой картин. У стены бесшумно шл

( шринные часы с годовым заводом, работы забытого мастера и Гн-рдичева». (К. Паустовский. «Ветер скорости».)

15.«Мама вздохнула и спустилась в подполье за огурцами^ В клетчатом платке, хоронясь от грязи, как кошка, прошла домой Лелька-ветеринарша». (С. Антонов. «Весна».)

16.«Буду работать, пока у меня пальцы смогут держать пе­ро и пока не остановится сердце, переполненное свыше меры ощущением жизни.

На рассвете туманного мартовского дня я приехал, наконец, и радостную, взволнованную и грозную Москву». (К. Паустов скмй. «Повесть о жизни».)

17. «Стук в двери и резко зазвучавший на морозе голос: от
пори! прервал его размышления.

«Постой, я сам отворю»,— сказал кузнец и вышел в сени в намерении отломать с досады бока первому попавшемуся чело­веку.

Мороз увеличился, и вверху так сделалось холодно, что черт перепрыгивал с одного копытца на другое и дул себе в кулак, желая сколько-нибудь отогреть мерзнувшие руки». (Н. Гоголь. «Ночь перед Рождеством».)

18. Конец главы XXX:

«Когда Пьер уехал и сошлись вместе все члены семьи, его стали судить, как это всегда бывает после отъезда нового чело­века, и, как это редко бывает, все говорили про него одно хо­рошее.

ЛОГИЧЕСКОЕ УДАРЕНИЕ

Ударением называется выделение с помощью звуковых средств слова или группы слов среди других слов в предложении или в группе предложений. Цель ударения — выделить наиболее важные для донесения мысли слова, выражающие суть того, о чем говорится- в предложении или в целом отрывке. Выделено слово (или группа слов) может быть с помощью усиления или ослабле­ния звука, повышения или понижения тона на ударяемом слове, замедления темпа речи при произнесении слова или группы слов.

Ударное слово может быть выделено, если с остальных слов предложения снять или почти снять ударения, если специально замедлить темп речи при произнесении важного для донесения мысли слова (или предложения), если особенно повысить (или понизить) голос на главном для смысла предложения слове. На­конец, в некоторых случаях на ударном слове может быть сдела­но подчеркивающее ударение, т. е. такое ударение, которое резко выделяет ударное слово, вызывая у слушателя ощущение, что вне данного предложения имеется противопоставление. В этом случае повышение (или понижение) голоса на ударном слове бывает более резкое и сильное, чем при обычном ударении.'

Например:

«Теперь конец СЕНТЯБРЯ, а ветлы еще не пожелтели». (В. Солоухин. «Капля росы».)

Такое резкое ударение на слове «сентября» вызывает у слу­шателя мысль, что говорящий хочет противопоставить сентябрь, скажем, августу, когда обычно начинают желтеть деревья. По­добным же образом подчеркивающее ударение могло бы быть сделано на любом из слов этого предложения, если бы в кон­тексте имелось соответствующее противопоставление. И каждый раз подобная перестановка ударения вносила бы новый смысл в данное предложение. Но подчеркивающим ударением не следует злоупотреблять. Надо точно знать, когда оно может быть постав­лено,— а это всецело зависит от контекста, от того, что именно нужно сказать в данном случае.

Станиславский говорил об ударении: «Ударение — указатель­ный палец, отмечающий самое главное слово в фразе или

1 Контекст — законченный по смыслу отрезок текста, позволяющий уста­новить значение и важность входящего в него слова или фразы.

 

такте!». В предложении может быть одно главное ударение и не­сколько второстепенных и третьестепенных. Иначе говоря, одно сильное и одно или несколько средних и слабых ударений. Фраза с одинаковыми ударениями на всех словах ничего не значит, она , бессмысленна, так же как и фраза, в которой нет ни одного удар­ного слова. Одно и то же предложение, в зависимости от пере­мещения в нем логических ударений, может каждый раз напол­няться новым смыслом. Это будет зависеть от того, что хочет сказать говорящий.

Существуют такие виды ударений:

1) тактовое,

2) фразовое I,

3) фразовое II.

Тактовое ударение —это ударение на слове внутри ре­чевого такта.

Фразовое ударение I —это выделение главного по смыслу речевого такта в предложении.

Когда же с помощью фразового ударения выделяется целая фраза в отрывке, такое ударение мы называем фразовым ударением II.

Попробуем разобрать предложение и найти в нем тактовое ударение.

Например:

«Кривые переулки Арбата I были засыпаны снегом». (А.Тол­стой. «Для чего идет снег».)

В этом предложении дна речевых такта. В каждом из них есть I свое тактовое ударение: в первом такте—«Арбата» (группа под­лежащего, определение), во втором—«снегом» (группа сказуе­мого, дополнение). «Арбата» здесь выделяется ударением второ­степенным, а главным, несущим смысл ударением выделено слово «снегом». Мы позже будем специально изучать правила поста­новки ударений в предложении, а сейчас скажем лишь о смысле предложения и о том, почему слово «снегом» песет главную смыс­ловую нагрузку. Автор этой фразой говорит нам о времени года: была зима. Поэтому «снегом» и выделено главным ударением в этом предложении.

Еще пример:

«Набежало I и встало стеной Iогромное вечное море». (В.Панова. «Мальчик и девочка».)

В этом предложении два сказуемых, каждое из которых со­ставляет отдельный речевой такт. В первом речевом такте уда­рение получает сказуемое «набежало», в группе второго сказу­емого большее ударение несет обстоятельство «стеной». В третьем речевом такте главное ударение падает на слово «море» (под­лежащее, являющееся и главным ударным словом предложения).

Теперь определим фразовое ударение I.


Например:

«Дочь, I Екатерина Ивановна, I молодая девушка, I игра­ла НА РОЯЛЕ». (А. Чехов. «Ионыч».)

В предложении четыре речевых такта, в каждом из них есть свое ударное слово, главный же речевой такт, выделяемый фра­зовым ударением I,— «играла на рояле» (группа сказуемого). Его главное ударное слово — «на рояле» (дополнение)—полу­чает наиболее сильное, ударение в данном предложении. Чехов до этого говорит, что все в семье Туркиных обладали различными «дарованиями». В частности, дочь считалась пианисткой («игра- . ла на рояле»). Именно поэтому фразовым ударением I и выделя­ется речевой такт, в котором говорится о «талантах» дочери.

Еще один пример фразового ударения I:

«Он решился отправиться домой I на свою станцию, I но прежде I хотел хоть раз еще I увидеть бедную свою ДУНЮ».(А. Пушкин. «Станционный смотритель».)

В этом предложении пять речевых тактов, содержащих уда­рения разной силы. Главным является речевой такт «увидеть бедную свою Дуню» (группа сказуемого). Главное ударное сло­во всего предложения — «Дуню» (дополнение). Имя дочери стан-ционого смотрителя несет тут главную смысловую нагрузку, так как до этого Пушкин говорит о том, что именно ради свида­ния с ней, ради спасения Дуни смотритель и отправился в Петербург.

Нельзя не сказать, что графическое изображение ударений разной силы чрезвычайно несовершенно и весьма приблизительно отражает движения человеческого голоса (его повышения, пони­жения, усиления и пр.) на ударных словах или на выделяемых речевых тактах и целых предложениях. Любое графическое обоз­начение усиления, повышения голоса и т. п. всегда условно.

Например:

Кривые переулки Арбата I были засыпаны снегом.

или

Дочь, I Екатерина Ивановна, I (молодая дедушка ), / играла на рояле.

В этих примерах мы выделили логические ударения разной степени и отметили паузы, но мы не передали всех модуляций голоса, всех оттенков интонации. Тем не менее такой разбор слу­жит хорошей основой для дальнейшей работы над текстом.

Подобный графический разбор следует применять и тогда, когда анализу подвергаются более сложные предложения.

Отнюдь не каждое предложение содержит в себе фразовое I ударение I. Наличие или отсутствие фразового ударения I всеце-ло зависит от контекста, от главной мысли данного литератур-цого текста. Обычно большая часть предложений содержит лишь . тактовые ударения. Фразовое ударение I несет значительную смысловую нагрузку и часто представляет собой смысловой центр небольшого куска.

Фразовое ударение II играет еще более активную роль в том или ином сюжетном куске и действительно выполняет функцию «указательного пальца»-, отмечающего для исполнителя и слуша- теля главную мысль данного куска литературного отрывка.

Вот пример, в котором встречаются оба вида фразового уда-

рения:

«Глаза I у него были НЕСРАВНЕННЫЕ I — большие, I чер- ные, I с таким взглядом, который, когда мы встречались с ним, казалось, только и составляет единственное, что есть в данную минуту в мире. I Ничего, казалось, нет сейчас вокруг нас, I только этот ВЗГЛЯД существует. II

Когда я вспоминаю Маяковского, I я тотчас же вижу эти глаза I — сквозь обои, I сквозь листву. I Они на меня смотрят, I и мне кажется, что в мире I становится тихо, I таинственно. 1Что это за взгляд? I ЭТО ВЗГЛЯД ГЕН И Я». (Ю. Олеша. «Ни дня

без строчки».)

В этом отрывке очень большое количество речевых тактов, в каждом из них есть свое тактовое ударение. Не все паузы тут совпадают с запятыми; о причинах этого явления мы говорили в главе «Знаки препинания». Фразовым ударением тут выделяют­ся: «Глаза у него были несравненные» и «только этот взгляд су-ществует». В первом случае фразовое ударение I состоит из двух речевых тактов и наибольшее ударение получает определение «несравненные», умышленно поставленное автором на последнее

место.

Русское ударение тяготеет к концу фразы, так что слова, I стоящие на конце, чаще всего получают наиболее сильное ударев ние. Однако так бывает не всегда. Второе фразовое ударение 1 — «только этот взгляд существует» — доказывает, что имеются исключения из правила о конечном ударении. Слово «взгляд», стоящее на предпоследнем месте, несет главное ударение.

Во второй части отрывка последнее предложение—«Это взгляд гения»—составляет один речевой такт и выделяется фра-зовым ударением II. Слово «гения» (определение) является, главным ударным словом всего отрывка. Именно это слово яв-ляется смысловым центром, именно этим словом автор характе ризует взгляд Маяковского.

Сложность чтения подобных отрывков заключается в том, что в начале работы большое количество речевых тактов и такто-вых ударений затрудняет чтение. Читающему начинает казаться, что все в отрывке является главным, что невозможно довести чтение до конца. В таких случаях нам на помощь приходит совет Станиславского, учившего актеров снимать лишние ударения для того, чтобы выделить главное. Он рекомендовал снимать ударе­ния с тех слов, которые читающий хочет сделать менее заметны­ми, которые не несут главной мысли, и предлагал специальный прием: нужна выдержка, спокойствие, «нарочито неторопли­вая, бескрасочная интонация, почти полное отсутствие ударе­ний...» '.

То, что Станиславский называет «бескрасочной интонацией», есть монотон—речь на одной (или почти на одной) высоте. Монотонная речь сама по себе однообразна и может утомить слушателя, но если ее применить как контраст по отношению к главной части предложения, особенно к фразовому ударению II, она, напротив, поможет это ударение выделить. Сила речи не ; в громкости, а в звуковых контрастах.Де слова, которые не несут главных мыслей, надо стушевать, выделить ' минимально. Для этого на большинстве тактовых ударений надо очень мало повы­шать голос, это и поможет подчеркнуть самое важное для донесе­ния смысла.

Описывая репетицию «Мертвых душ» в Художественном теат­ре, В. О. Топорков рассказывает, как Станиславский учил его находить главное ударное слово во фразе. Станиславский гово­рил Топоркову:

с— Мысль наиболее ясно доходит, когда во фразе, как бы длинна она ни была, есть одно ударение... Где в этой фразе уда­рение? Без какого слова вы не можете обойтись, чтобы выска­зать главное, что вам нужно от партнера? Или каким одним сло­вом вы могли бы обойтись в этой сцене, чтобы она была понят­на?.. Ну, что вы у него просите? Что он должен вам сделать, чтобы вы удовлетворились? Да ведь это же есть в самой фразе! Чего вы думаете? Ведь вы же говорите, что не сойдете с места, пока... что?

—Пока не получу...

—Ну?

—Резолюции.

—Ну, вот это же и есть главное ударное слово. Вот и сде­лайте единственное ударение во всей фразе только на этом слове.

Произношу эту фразу, стараясь сделать одно ударение.

— А зачем же вы все остальные слова скомкали? Их не на- -
до торопить или мять, нужно только не делать их ударными.

Опять произношу.

—А почему на последнем слове зуботычина?

—Какая зуботычина?

—Зачем вы его толкаете: ре-зо-лю-ция.

—Да ведь на нем ударение?

— Ну да, но не зуботычина. Нужно только снять ударение со всех остальных, и тогда оно будет естественно ударным»1.

Задача, которую поставил Станиславский перед Топорковым, очень трудна. Поэтому мы не сразу, а постепенно постараемся подойти к выполнению подобных задач. Русскому языку свойст­венны определенные правила постановки ударений в предложе­нии, их следует знать всем, кто хочет научиться доносить мысль в звучании.

Как же определить место ударения в предложении?

Сами писатели чрезвычайно редко, лишь в особо важных для них случаях, прибегают к выделению ударных слов. Для этого они пользуются курсивом. Когда в тексте встречается курсив, надо обязательно обратить на него внимание, сделать ударение на том слове, которое автор выделил курсивом.

Например:

«Мне стало еще досаднее и совестнее, и-чтобы загладить чем-нибудь свой отказ, я поспешил сообщить, что я не буду дома, потому что должен быть у князя Ивана Ивановича, у княгини Корнаковой, у Ивина, того самого, что имеет такое важное место, и что, верно, буду обедать у княгини Нехлюдовой». (Л. Толстой. «Юность».)

В этом предложении Толстой употребляет курсив с опреде­ленной целью: ему нужно иронически преподнести юное хвастов­ство Николая Иртенева, от имени которого ведется рассказ. Вы­деленные курсивом слова «князя», «княгини» подчеркивают его тщеславное желание похвастаться своими знакомствами.

Иногда курсивом автор выделяет не одно слово, а целиком группу слов, имеющую фразовое ударение I.

Например:

«Он сочинил клевету на знакомого, распространил ее тща­тельно, услышал ее, эту самую клевету, из уст другого знако­мого— и сам ей поверил». (И. Тургенев. Стихотворение в прозе «Довольный человек».)

В этом остром, злом стихотворении Тургенев выводит молодо­го преуспевающего клеветника. Выделенные курсивом слова «и сам ей поверил» нужны автору, чтобы окончательно уничтожить «милого, многообещающего молодого человека».

Еще пример:

«Отворилась боковая дверь, и —га женщина появилась». (Ф. Достоевский. «Подросток».)

Здесь Достоевский с помощью тире обозначил даже, психоло­гическую паузу после союза «и». Это понадобилось ему для того, чтобы активнее преподнести последующие слова, выделенные кур­сивом: именно вторая половина этого сложносочиненного пред­ложения несет основную смысловую нагрузку.

Но курсив занимает столь небольшое место в книгах, что Ориентироваться на него при определении ударных слов совер­шенно невозможно, хотя выделять в звучании отмеченные кур­сивом слова надо обязательно.

Как же поступить с определением ударных слов в каждом i конкретном случае? Прежде всего надо с помощью контекста по­нять, какую мысль нужно высказать, что сообщить слушателю. В то же время существует целый ряд обязательных ударений, свойственных нашему языку, и существуют правила их постанов­ки. Нельзя полагаться только на свой вкус,— это загромоздит речь случайными ударениями и совершенно затемнит смысл. О такой ошибке предупреждал Станиславский, описывая, как ученики пытались определить ударные слова в монологе Отелло: «Все стали наперебой кричать: кто «волны», кто «ледяные», кто «понтийских»... Мы барахтались и путались среди ударных и не-

ударных слов»1. Их учитель говорит: «Ничего бы этого не слу­чилось, если б вы знали законы речи. Они сразу помогли бы вам

ориентироваться и, не задумываясь, определить большую часть обязательных и потому правильных ударений»2.

До того как мы начнем постепенно от менее сложных пере­ходить к более сложным правилам постановки ударений, свойственных русскому языку, скажем о правиле, не связанном с син­таксисом русского языка, а всецело относящемся к правилам логики речи.

Это правило, требующее постановки ударения на новом по нятии — первом упоминании в тексте какого-либо действующего лица, предмета или явления.

Новое понятие почти всегда получает главное ударение, так как оно как бы знакомит нас с новым героем или новым явле­нием. При дальнейшем повторении в тексте нового понятия уда­рение переходит с него на слова, его характеризующие. Например:

«Если будете подходить к площади, I то (,) верно (,) на время остановитесь ' полюбоваться видом: I на ней. находится лужа, I удивительная лужа! I единственная, какую только вам удавалось видеть! I Она занимает почти всю площадь. I ПРЕ­КРАСНАЯ лужа!» (Н. Гоголь. Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».)

В этом отрывке первое «появление» лужи заставляет нас вы­делить ее из всех предыдущих слов с помощью более сильного ударения. Но в дальнейшем мы более сильно подчеркиваем сло­ва, которые характеризуют, воспевают «достоинства» лужи: «удивительная», «единственная», занимающая «почти всю пло­щадь», «прекрасная».

Разберем еще один пример:

«Никитин I жил в полуверсте от Шелестовых, I в квартире из восьми комнат, I которую он нанимал за триста рублей в год I вместе со своим товарищем, I учителем географии I и истории ИППОЛИТОМ ИППОЛИТЫЧЕМ. II Этот Ипполит Ипполи-тыч, I еще не старый человек, I с рыжею бородкой,' I курно­сый, I с лицом грубоватым I и не интеллигентным, I как у масте­рового, I но добродушным, II когда вернулся Никитин, I сидел у себя за столом I и поправлял ученические карты». (А. Чехов. «Учитель словесности».)

Здесь в первом предложении упоминание о товарище Ники-, тина — учителе Ипполите Ипполитыче (новое понятие) — полу­чает наиболее сильное ударение. Далее, во втором предложении, ударения переходят на описание его внешности и его действий.