Аристотель о душе и её способностях

Душа –не может существовать без тела, как и тело – без души

Основной механизм взаимодействия ощущений – ассоциации

Существует родовой и индивидуальный разум

Кровь – материальный носитель души. Центральный орган души – сердце

Ведущее место принадлежит разуму. Особенно при формировании личности и характера

Аристотель был первым, кто написал специальный трактат «О душе».

Частей души Аристотель не выделяет, говорит о проявлении способностей души. Самые низшие в отношении субординации – растительные способности. Они состоят из 3-х функций: питания, роста, размножения. Это душа растений. Как составная часть растительные способности включены в животные, имеющие также 3 части: чувствительность (ощущения), желания (эмоции), способность менять своё положение в пространстве – локомоции. Далее следует разумная способность души, включающая и растительные и животные способности. Тут представлена генетическая идея – каждый уровень способностей выступает уровнем развития психики. Человек в онтогенезе проходит эти же стадии. В педагогике соответственно этой концепции в начале идёт гимнастическая школа, потом мусическая и академия.

14. Неоплатонизм и томизм в богословской психологии средневекового периода

Плотин и Августин в рамках задач религиозной традиции первыми соединили идеи Платона с христианским учением (неоплатонисты). Плотин (205-270):

Природа создается из материи путем проникновения в нее божественного начал,

Развитие мира - это постепенное восхождение или нисхождение божественного. Материя представляет последнюю стадию дробления единого первоначала

Душа человека происходит из мировой души, основная деятельность которой заключается в следующем:

в обращении к мировому разуму;

в обращении к чувственному миру и телу;

в обращении к самой себе.

Основные положения учения Августина

признание воли как универсального принципа, организующего деятельность души во всех ее проявлениях.

Воля выполняет следующие функции:

а) управляет всеми душевными актами;

б) направляет душу к самой себе;

в) управляет телом, включая его органы движения, органы чувств и мозг (волюнтаризм и замкнутость души самой в себе далее у Вундта с его методом интроспекции).

Учение о душе Плотина и Августина стало отправным для Р. Декарта, который, выступив со своей теорией сознания, окончательно оформит и утвердит интроспективное направление в европейской психологии XVII-XIX вв.

Фома (Тома) Аквинский (1225-1274) - при жизни был причислен к лику святых именно за переработку книг Аристотеля (томизм и неотомизм). Ученик Альберта Великого с 1245 г.

Монопсихизм – неотделимость разума от души и разделение единой души и тела

Теория чувственного познания

Томизм

Теология и философия едины (против идеи Альберта Великого о двойственности истины – наука и религия не должны соединяться, а должны изучать каждая своё)