Аристотель о душе и её способностях
Душа –не может существовать без тела, как и тело – без души
Основной механизм взаимодействия ощущений – ассоциации
Существует родовой и индивидуальный разум
Кровь – материальный носитель души. Центральный орган души – сердце
Ведущее место принадлежит разуму. Особенно при формировании личности и характера
Аристотель был первым, кто написал специальный трактат «О душе».
Частей души Аристотель не выделяет, говорит о проявлении способностей души. Самые низшие в отношении субординации – растительные способности. Они состоят из 3-х функций: питания, роста, размножения. Это душа растений. Как составная часть растительные способности включены в животные, имеющие также 3 части: чувствительность (ощущения), желания (эмоции), способность менять своё положение в пространстве – локомоции. Далее следует разумная способность души, включающая и растительные и животные способности. Тут представлена генетическая идея – каждый уровень способностей выступает уровнем развития психики. Человек в онтогенезе проходит эти же стадии. В педагогике соответственно этой концепции в начале идёт гимнастическая школа, потом мусическая и академия.
14. Неоплатонизм и томизм в богословской психологии средневекового периода
Плотин и Августин в рамках задач религиозной традиции первыми соединили идеи Платона с христианским учением (неоплатонисты). Плотин (205-270):
Природа создается из материи путем проникновения в нее божественного начал,
Развитие мира - это постепенное восхождение или нисхождение божественного. Материя представляет последнюю стадию дробления единого первоначала
Душа человека происходит из мировой души, основная деятельность которой заключается в следующем:
в обращении к мировому разуму;
в обращении к чувственному миру и телу;
в обращении к самой себе.
Основные положения учения Августина
признание воли как универсального принципа, организующего деятельность души во всех ее проявлениях.
Воля выполняет следующие функции:
а) управляет всеми душевными актами;
б) направляет душу к самой себе;
в) управляет телом, включая его органы движения, органы чувств и мозг (волюнтаризм и замкнутость души самой в себе далее у Вундта с его методом интроспекции).
Учение о душе Плотина и Августина стало отправным для Р. Декарта, который, выступив со своей теорией сознания, окончательно оформит и утвердит интроспективное направление в европейской психологии XVII-XIX вв.
Фома (Тома) Аквинский (1225-1274) - при жизни был причислен к лику святых именно за переработку книг Аристотеля (томизм и неотомизм). Ученик Альберта Великого с 1245 г.
Монопсихизм – неотделимость разума от души и разделение единой души и тела
Теория чувственного познания
Томизм
Теология и философия едины (против идеи Альберта Великого о двойственности истины – наука и религия не должны соединяться, а должны изучать каждая своё)