Логическое ударение во фразах, имеющих сравнение
Одним из выразительных средств художественной литературы являются сравнения. В построении сравнения обычно есть то, что сравнивается (предмет), то, с чем сравнивается
(образ), и то, на основании чего сравнивается одно с другим (признак):
Как пена, грудь ее бела.
Вокруг высокого чела,
Как тучи, локоны чернеют.
Звездой блестят ее глаза;
Ее уста, как роза рдеют.
А. Пушкин Сравнивается грудь с пеной (1-я строчка), локоны с тучами (3-я строчка), глаза со звездой (4-я строчка), уста с розой (5-я строчка). Соответственно каждому сравнению даны и признаки: бела, чернеют, блестят, рдеют.
В таких предложениях то, с чем сравнивается, будет выделено ярче того, что сравнивается. В нашем примере слова «пена», «тучи», «звездой», «роза» будут выделены больше, чем слова «грудь», «локоны», «глаза», «уста».\*
Логическое ударение на словах, скрывающих невысказанное содержание
Вэмоционально-экспрессивной речи есть слова, за которыми скрывается оценочная характеристика действующего лица, явления или события. Это может быть выражено одним словом:
Кому ты в жертву отдана?! Двумя словами: Не знаешь ты, какого змия Ласкаешь на груди своей. Несколькими словами:
Как пахнет земляникой и грибами!
В последнем примере выражена невысказанность прелести грибного и земляничного запаха после только что прошедшего дождя, поэтому хотя больше выделятся слова «Как пахнет», слова «земляникой и грибами» не должны погаснуть, иначе исчезнут главные возбудители эмоции, так как речь_идет об оценке не вообще запаха, а запаха грибов и земляники"
В одном почти логическом ряду со словами, за которыми скрывается невысказанное содержание, стоят в живой, звучащей речи слова, взятые в кавычки или выделенные автором курсивом, а также слова, передающие звукоподражание.
Эти слова требуют особенной конкретности в произношении:
Ребята бессчетное количество раз смотрели «Чапаева» и свирепо завидовали—вот были времена!
Если произнести слово «Чапаев» без особого выделения, а с обычной акцентировкой, как требует логическая мелодия, слушателю представится, что речь идет не о фильме, а о живом человеке. Так же выделяются слова звукоподражательного характера:
Хрум! Хрум! — мнут снег бродни Григория.